В
Киргизии за 23 года независимости сменилось 25 премьер-министров и произошли
две революции. Основные действующие лица богатого на турбулентности
политического поля сейчас активно готовятся к выборам в парламент (Жогорку
Кенеш). ЦИК республики уже назвал предварительную дату (1 ноября 2015 г.), но
окончательно день выборов обозначит президент.
Для
президента Атамбаева выборы в Жогорку Кенеш имеют определяющее значение.
Поражение Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) будет означать
автоматическую отставку главы республики. Впрочем, в Киргизии практически никто
в это не верит, а эксперты и политологи в один голос предрекают победу
атамбаевской партии.
Выборный
2010-й: на заре революционного запала
Сразу
же после апрельской революции временное правительство Отунбаевой объявило о
досрочных выборах в парламент. Многочисленные оргмоменты помешали провести их
сразу же, и состоялись они только в октябре 2010 г. Вдохновлённые революционным
запалом, многочисленные политические партии в полном соответствии с логикой
Макиавелли всеми доступными средствами, включая раздачу еды и водки
избирателям, добивались благосклонности народа.
Выборы
2010 г. принесли победу не СДПК, а пробакиевской «Ата-Журт», которую
поддерживают в основном на юге страны. СДПК оказалась второй. Также в парламент
прошла известная своими симпатиями к России «Ар-Намыс» Ф. Кулова, «Республика»
О. Бабанова и социалисты «Ата-Мекен», во главе которых стоял «отец-основатель»
конституции Кыргызской республики О. Текебаев. А вот кандидаты от партии «Бутун
Кыргызстан», набравшей 5% голосовавших избирателей, из-за особенностей
законодательства в парламент не попали.
Жогорку
Кенеш V созыва — политики много не бывает?
Незавершённая
ещё парламентская пятилетка запомнилась немыслимым калейдоскопом конфигураций в
законодательной и исполнительной власти. Формирование альянсов и правительств,
делёжка портфелей, лоббирование законопроектов, шантаж канадских инвесторов
золотодобывающего рудника «Кумтор», внешнеполитическая риторика депутатов и
постоянное третирование правительства — всё это «народные избранники»
демонстрировали с завидным постоянством.
За
это время партии «Республика», «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» недосчитались
значительного количества своих депутатов, которые покинули фракции и предпочли
либо перейти в другие партии, либо организовать свои собственные группки. В результате
положение СДПК и «Ата-Мекен», на союзе которых держится нынешняя парламентская
коалиция, укрепилось. А сам факт наличия коалиции даёт правительству хоть
какую-то возможность нормально работать.
Как
в Киргизии готовятся к выборам 2015 года
Подготовка
к выборам идёт вовсю. В штабах партии анализируется «поле», генерируются
месседжи и тактика кампаний. В кулуарном формате все без исключения
мало-мальски жизнеспособные политические партии пытаются скооперироваться с
потенциальными союзниками, в том числе и с помощью альянсов. А представленные в
парламенте партии вдобавок пытаются поменять правила игры, внеся правки в закон
«О выборах», который, кстати, был принят в 2011 г. (то есть по нему выборы в
Жогорку Кенеш ещё никогда не проходили). В частности, с предложениями изменить
закон менее чем за год до даты выборов выступили «Ата-Мекен», «Ар-Намыс» и
СДПК.
То,
что такие изменения будут, сомнений не вызывает. В местном «Белом доме» этого и
не скрывают. Увеличение суммы избирательного залога со 100 сомов до 1 млн долл.
резко отсекает большинство политических партий. Эти и другие новшества ЦИКа
приведут к тому, что в конечном варианте бюллетеня окажутся 5–6 партий.
Предвыборная
диспозиция
Несомненный
фаворит гонки — СДПК. Благоприятные перспективы партии связываются с фигурой
президента Атамбаева, пользующегося поддержкой большинства населения.
Социал-демократы меньше всего нуждаются в каких-либо альянсах, но и они могут
не побрезговать и поглотить несколько мелких партий с яркими региональными
лидерами.
Для
остальных всё гораздо сложнее. «Ата-Мекен», лидер которого О. Текебаев
цементирует альянс с СДПК, готовит свои предвыборные «фишки» типа поддержки
мигрантов и национализации «Кумтора». Сейчас на стороне «Ата-Мекена» и фигура
премьер-министра Ж. Оторбаева, выходца из этой партии, однако вполне возможно
он и не доработает до ноября 2015 г. Многие в Киргизии считают его техническим
премьером.
Один
из богатейших людей Киргизии экс-премьер О. Бабанов надеется провести свою
партию в парламент за счёт альянса «Республики» с «Ата-Журтом». С электоральной
точки зрения альянс оправдан. У «Республики» есть поддержка на севере, а у
«Ата-Журта» К. Ташиева — на юге республики. Однако поверит ли народ роману
разнородных партий, пик популярности лидеров которых уже прошёл? К тому же из
«Ата-Журта» в конце прошлого года «ушли» одного из лидеров Ж. Жолдошеву, что
также ослабляет авторитет партии.
Ещё
один альянс заключили не представленные в парламенте «Бир бол» и «Бутун
Кыргызстан». В этом альянсе много известных людей, но ярко выраженного лидера
нет. И всё же шансы на попадание в парламент у этого альянса остаются.
Помимо
этого в предвыборных раскладах присутствует партия базарного («Дордой»)
олигарха А. Салымбекова «Эмгек», а ещё «Замандаш», «Онугуу-прогресс» (Б.
Торобаев), «Улуттар биримдиги» (объявленного в розыск бывшего «хозяина» Оша М.
Мырзакматова), а также всегда остающиеся на своей идейной платформе коммунисты
и многие другие. Но шансов у этих партий заметно меньше. Возможно, лишь «Эмгек»
будет на что-то претендовать. Конечно, исключать появления новых альянсов и сил
в богатом на сюрпризы политическом пространстве Киргизии нельзя, но основные
элементы диспозиции на сегодня именно таковы.
***
Выводов
напрашивается несколько.
Вывод
первый.
На старте кампании не просматривается не только рейтинговых, а даже условно
проходных партий с антироссийской риторикой. Это значит, что отношение к
евразийской интеграции у всех парламентских сил будет более-менее ровным. После
вхождения страны в Евразийский экономический союз, возможно, станет уместным
разговор о постинтеграционном консенсусе. Решение этого вопроса в руках
Атамбаева, рост его авторитета, таким образом, является залогом такого
консенсуса.
Вывод
второй.
Впрочем, это совсем не означает, что можно расслабиться. В Госдепе понимают
бесперспективность полноценной ставки на нынешнюю т.н. оппозицию (Новое
оппозиционное движение и прочие), но для США всегда остаётся возможность
«перепрошить» некоторых видных политиков и поменять, таким образом,
конфигурацию. Тот же О. Текебаев несколько лет назад не раз демонстрировал
желание пофлиртовать с США.
Вывод
третий.
Новый состав парламента будет меньше мешать президенту и правительству
работать, что, в среднесрочной перспективе, принесёт стабильность во
взаимодействие всех ветвей власти и сузит возможности для паразитирующей
демагогии со стороны некоторых политиканов. Для республики с нестабильной
экономикой это было бы весьма кстати.
Комментариев нет:
Отправить комментарий