вторник, 10 февраля 2015 г.

Дайджест новостей с Востока.


·         Саудовский король проводит кадровые перемены
·         Провальный визит Барака Обамы в Индию
·         Пакистан – Индия: виток ядерной напряженности
·         Дестабилизация Ближнего Востока — политическое наследие Рейгана
·         Незавидная судьба свидетелей противозаконной деятельности властей в США


Пакистан – Индия: виток ядерной напряженности

«Пакистан оставляет за собой право на защиту интересов национальной безопасности; индо-американская ядерная сделка, заключенная во имя политических и экономических целей, будет иметь отрицательное влияние на поддержание стабильности в Южной Азии», — так охарактеризовал глава внешнеполитического ведомства Пакистана итоги визита президента США Б.Обамы в Индию в конце января 2015 г.
Впервые нынешнее политическое руководство Исламабада официально транслировало свою реакцию в связи с событиями в другой стране. Эмоциональность высказываний выплеснула все накопившиеся претензии как к Вашингтону, так и Нью-Дели:
- во-первых, Пакистан отверг клевету в адрес его приверженности терроризму;
— во-вторых, Пакистан не выступает против гражданского ядерного сотрудничества и членства государств в Группе ядерных поставщиков (ГЯП), не присоединившихся к Договору о нераспространении ядерного оружия. Но, одновременно, противится предоставлению членства Индии в ГЯП, считая, что это станет сильным ударом по режиму нераспространения. Сделка, по мнению Исламабада, направлена на наращивание ядерного потенциала Индией, которая не так много сделала в вопросе о ее транспорентности;
— в-третьих, Пакистан выступил против предоставления Индии статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН в ответ на заявление президента США Б.Обамы во время визита в Нью-Дели о поддержке кандидатуры Индии в отношении ее вступления в этот привилегированный международный форум.
Тема терроризма, вовлеченности Индии или Пакистана в совершенные теракты на территории другой стороны, является одной из острых в пакистано-индийских отношениях. Исламабад бросает обвинения Нью-Дели в антифедеральной активности на своей территории, в частности, в Белуджистане и зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном.
Накануне визита в Индию Б.Обама вновь поднял антитеррористическую риторику, подчеркнув, что нахождение мест укрытий боевиков на территории Пакистана неприемлемо. И, забегая вперед, скажем, что в текст итогового совместного заявления был включен пункт с призывом к Исламабаду привлечь к правосудию «лиц, виновных в теракте в Мумбаи в ноябре 2008 г.». МИД Пакистана отреагировал незамедлительно, заявив о требовании привлечь к судебной ответственности лиц, виновных в подрыве экспресса Самхота в феврале 2007 г.
Исламабад болезненно воспринял обвинения в попустительстве террористам. За считанные часы до вылета Б.Обамы в Индию (в ответ на слова президента) Пакистан «сумел» положить на стол правительственным органам США досье об индийском участии в террористических актах в Пакистане. В документе, согласно материалам пакистанской прессы, приведены убедительные доказательства индийского участия в теракте 16 декабря в Пешаваре, в результате которого погибли 149 школьников и учителей. И хотя ответственность за нападение взяло на себя Движение Талибан Пакистана, Исламабад продолжал доказывать «причастность» Индии.
Несмотря на эти усилия Исламабада, обвинения в адрес Нью-Дели не нашли понимания в Вашингтоне. Пакистану и в этот раз не удалось масштабно продемонстрировать свою роль в глобальной войне с терроризмом. В связи с этим Исламабад начал продвигать концепцию, что именно он является объектом агрессии со стороны Нью-Дели.
В Исламабаде полагают, что укрепление индо-американского сотрудничества способствует экономическим и стратегическим интересам обеих стран, но одновременно подрывает стабильность в регионе, и, как следствие, национальную безопасность Пакистана. США игнорируют озабоченность правительства Пакистана о стратегическом дисбалансе в Южной Азии.
Исламабад высказал опасения в связи с наращиванием военного потенциала Индией, которая делает масштабные закупки оружия в России и США, стремится получить передовые технологии для производства ракет и связанных с ними систем доставки. Ее расходы на оборону выросли на 12% в 2014-2015 гг. и составляют 38.35 млрд долларов США. Индия входила в топ-список Вашингтона основных покупателей военного снаряжения в последние три года. Дальнейшее наращивание военного потенциала, учитывая подписанное в январе 2015 г. американо-индийское соглашение об обороне сроком на десять лет, по мнению Пакистана, еще более усилит существующий дисбаланс обычных и ядерных видов вооружений и, следовательно, приведет в стратегической дестабилизации в Южной Азии.
Исламабад высказал тревогу в связи с ухудшением стратегического дисбаланса в период усиления пакистано-индийской напряженности, особенно в условиях нарушения Индией режима прекращения огня вдоль Линии контроля и Рабочей границы.
С целью выравнивания военно-стратегического баланса, Пакистан выдвинул предложение о новом Режиме стратегического сдерживания, в регионе. Он включает три направления: режим разрешения конфликта; режим ядерной и ракетной сдержанности; режим поддержания баланса обычных видов вооружений.
Одна из пакистанских газет написала, что реакция Исламабада на совместное заявление, принятое по итогам визита президента США Барака Обамы в Индию имеет признаки изменения стратегии в регионе.
Что же касается всеобъемлющей реформы СБ ООН, целью которой является сделать главный орган ООН более представительным, демократичным, эффективным, прозрачным и подотчетным, то Пакистан выступает в ее поддержку. Реформирование Совета Безопасности, по мнению Исламабада, должно отражать интересы широкого круга членов ООН.
В то же время он видит два основных препятствия на пути Индии в СБ: во-первых, в целом идея новых постоянных членов создаст дополнительные центры власти и привилегии, и может сделать СБ ООН еще более недемократичным; во-вторых, Индия, по мнению Пакистана, не имеет право на особый статус в Совете, так как она нарушил резолюции Совета Безопасности ООН по Джамму и Кашмир и право народа Кашмира на самоопределение. Пакистан считает, что страна, нарушившая Устав ООН, не вправе претендовать на постоянное членство в СБ ООН. В настоящее время внешнеполитическое ведомство приступило к разработке практических инструментов с целью блокировать путь Индии в постоянные члены СБ ООН.
Подписание индо-американского ядерного соглашения Пакистан рассматривает как нарушение баланса ядерных и обычных видов вооружений. Учитывая интересы национальной безопасности, Исламабад придерживается позиции, что он далее не вправе полагаться на стратегическую стабильность и сдерживание в регионе, считая, что таким образом ядерный порог может значительно понизиться. Одним из возможных путей и средств для выравнивания баланса он видит в наращивании ядерного потенциала. В этой связи 29 января 2015 г. Пакистан предупредил о новом витке гонки вооружений в Южной Азии.
Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Провальный визит Барака Обамы в Индию

Как подчеркивает в своей статье доктор политических наук Принстонского университета Вильям Энгдаль, после взятого Россией и Китаем курса на сближение и экономическое сотрудничество, американские политики, которые долгое время относились к своим индийским коллегам как к людям второго сорта, внезапно начали проявлять повышенный интерес к Индии.
Автор отмечает, что на лицо желание Барака Обамы помешать активному участию Индии в развитии сотрудничества в рамках БРИКС. Не случайно американский президент 27 января отправился с официальной поездкой в Нью-Дели, прихватив с собой целую армию генеральных директоров крупных американских компаний.
В ходе переговоров с Нарендрой Моди, которому в его бытность губернатором Гуджарата отказали во въезде в США, хозяин Белого дома всячески пытался выказать свое расположение, не забыв, однако, напомнить индийскому премьер-министру о необходимости «тщательнее защищать права человека». Однако, когда речь зашла о подписании двухсторонних договоренностей, американский президент не смог представить чего-либо более существенного, чем туманное обещание о готовности американских банков инвестировать в Индию.
Представители индийских властей пытались понять, что Барак Обама может предложить в противовес стомиллиардным контрактам, которые в ходе своего недавнего визита в Индию подписал российский президент Владимир Путин. Оказывается, что ничего, кроме разговоров о демократии и добрососедских отношениях.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться здесь

Саудовский король проводит кадровые перемены

Реорганизация правительства Саудовской Аравии, объявленная 79-летним королем Сальманом всего лишь через неделю после его восшествия на трон, попала в фокус повышенного внимания в стране и регионе.
По этому поводу выпущены более ста декретов правителя, ставшие неожиданными для саудовцев. Они привыкли к тому, что в прошлом подобные действия после смерти монархов проводились неспешно и занимали недели, а то и месяцы.
На министерских постах появилось 11 новых лиц. Также были назначены новый начальник разведки и Совета национальной безопасности, сменены губернаторы городов Мекки и Эр-Рияда. Расформирован целый ряд отраслевых комиссий и ведомств, вместо них созданы два новых комитета по делам политики и безопасности, делам экономики и развития.

·         В тоже время объявленные изменения не коснулись 4 министерств: внутренних и иностранных дел, финансов и нефти.

Они прошли под аккомпанемент указа короля выделить 30 млрд. долл. на развитие жилищного сектора, культуры, социальных сфер и т.д. Монарх также повелел выплатить щедрую надбавку в виде двухмесячного оклада всем госслужащим, пенсионерам, студентам, другим группам населения.

·         Эти перестановки в правительстве, которое возглавляет сам король Сальман, по мнению экспертов, нацелены на большую диверсификацию аппарата, вливание «новой крови» в исполнительные органы.

Внимание аналитиков в ближневосточном регионе привлек состав нового комитета по делам политики и безопасности. В нем — крупные фигуры, в том числе министры иностранных дел, Национальной гвардии, религиозных дел, глава разведки и т.д. Предполагают, что комитет станет связующим звеном в подготовке важных решений политико-экономических характера.

·         Особый нюанс нового органа в том, что его возглавит второй вице-премьер, министр внутренних дел, 55-летний эмир Мухаммед Бен Наиф, заместитель наследного принца, назначенный на днях новым монархом. Он стал первым назначенцем на этот пост из поколения внуков основателя государства короля Ибн Сауда. У Ибн Сауда, умершего в 1953 году, от разных жен было 37 сыновей-принцев. Согласно системе престолонаследия в КСА, титул монарха переходит от брата к брату в правящей семье по старшинству.

·         Такой традиционный порядок способствовал длительному нахождению на саудовском троне людей преклонного возраста. Теперь замаячила перспектива прихода на него представителей третьего поколения правящей семьи. Сейчас внуков отца-основателя КСА насчитывается не менее 260.

По мнению аналитиков, нет свидетельств того, что реорганизацию провели в интересах одной фракции в эшелонах власти за счет другой. Большинство новых топ-менеджеров принадлежат к когорте пятидесятилетних саудовцев, обладают опытом работы в частном секторе
Трудно прогнозировать, как это отразится на разных аспектах внешней и внутренней политики государства — теократической монархии, колыбели мирового ислама, крупнейшего производителя нефти в мире.
Нужно учитывать, что недавно скончавшийся король Абдалла осторожно проводил линию на модернизацию страны и общества и продвигался в этом направлении, вынужденный считаться с влиянием ценностей традиционного общества и консервативного религиозного истеблишмента. Продолжится ли этот курс: покажет время.
Нынешний король Сальман первым из предшественников открыл свой экаунт в твиттере и теперь обращается через него к народу, объясняя напрямую свои решения.
Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Дестабилизация Ближнего Востока — политическое наследие Рейгана

Как подчеркивает в своей новой статье ветеран боевых действий США Гордон Даф, согласно информации, которую пакистанские военные передали Джону Керри, финансирование ИГИЛ представителями Соединенных Штатов на протяжении долгого времени осуществлялось посредством использования «независимых» СМИ, включая «журналистов», связанных с изданием PJ Media.
Автор отмечает, что невозмутимость американских политиков не случайна. Ведь традиция поддерживать радикальных исламистов продолжается со времен президентства Рональда Рейгана, который на протяжении долгого времени пытался положить конец независимому Ирану. Несмотря на то, что сегодня многие американские аналитики вспоминают времена Рейгана как «великую эпоху» американской политики, именно Рейган разрушил не только экономические основы американского общества, но и превратил политику США в театр, где никто не несет ни за что ответственность, а одни «актеры» сменяют в президентском кресле «других».
Именно поэтому, несмотря на то что роль США в дестабилизации Ближнего Востока становится для многих все более и более очевидной, никаких политических последствий новые откровения для американских властей за собой не несут.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться здесь.

Незавидная судьба свидетелей противозаконной деятельности властей в США

·         Как подчеркивает в своей новой статье ветеран боевых действий США Гордон Даф, хотя пакистанские официальные лица и сделали заявление о том, что пойманный ими лидер ИГИЛ признался в получении на протяжении долгого времени финансирования от Вашингтона, американская сторона так и не прокомментировала данную ситуацию.
Автор отмечает, что Джону Керри сообщили о данной ситуации, однако он так и не предоставил каких-либо объяснений властям Пакистана. Автор уверен, что главная проблема США сегодня — это «серое» правительство, которое занимает места во всех эшелонах власти в США и, в первую очередь, в судебной системе: будь то расследование терактов одиннадцатого сентября, уничтожение малайзийского Боинга над территорией Украины, либо же случаи поддержки террористов. Свидетели, которые пытаются раскрыть какую-либо информацию о злодеяниях американских политиков погибают при невыясненных обстоятельствах, «кончают с собой», либо же подвергаются давлению со стороны суда.
В этих условиях, как отмечает автор, сотни тысяч американских граждан, которые по роли своей деятельности стали свидетелями преступлений первых лиц США, вынуждены хранить молчание из опасений за свою собственную жизнь.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться здесь.

Источник Новое Восточное обозрение

Комментариев нет:

Отправить комментарий