Ислам
Каримов бессменно руководит Узбекистаном с 1989 г. Его почтенный возраст актуализирует
проблему преемственности власти в республике. Сейчас, перед президентскими
выборами (март 2015 года), Каримов пытается заручиться поддержкой Москвы, но и
Вашингтон имеет свои виды на Узбекистан.
«Электоральная»
осторожность
Узбекистан
находится в самом разгаре очередного электорального цикла. Недавно завершились
выборы в парламент (Олий Мажилис), а совсем скоро выборы президента. Помня об
этом, Каримов предпочитает осторожную и осмотрительную политику. Конечно же, он
не опасается неизвестных выдвиженцев-пустышек от искусственно созданных партий,
различия между которыми не прослеживаются. Но запланированному переизбранию
могут помешать как Москва, так и, например, Вашингтон.
·
Сценарий
«вашингтонского обкома» — это майдан. Предлог: аренда военной базы. У
американцев есть пара прикормленных оппозиционных деятелей, которые из-за
границы в вялотекущем формате поддерживают разговоры о революции в Узбекистане.
Торговые
и экономические контакты Узбекистана с Россией и Казахстаном (составляющих
единое экономическое пространство в формате ЕАС) имеют определяющее значение
для Ташкента. К тому же у Москвы гораздо больше рычагов влияния на Ташкент.
Одна только многомиллионная армия мигрантов, «солдаты» которой поголовно
ненавидят узбекских чиновников больше, чем скинхедов, — убойный аргумент. У
мигрантов «любовь» с Каримовым взаимная: в одном из интервью он назвал их
«лентяями, позорящими страну». Представьте себе, что начнётся, если Россия
депортирует всех этих «нелегальных лентяев» перед выборами обратно в Узбекистан.
Последний визит В.
Путина в Узбекистан показал:
Москва не собирается задействовать жёсткие инструменты давления на Ташкент.
Единственное, что может взбесить Россию, — это размещение американской военной
базы в Узбекистане. В этой ситуации Каримову лучше всего держать язык за зубами
и не дразнить Москву антиевразийской риторикой, что он пытался делать, начиная
со второй половины прошлого года.
Миллиард
долларов в обмен на майдан
А
в первой Каримов усиленно любезничал с Госдепом США. После того, как скромная
Киргизия звонко щёлкнула по вашингтонскому носу, отказавшись продлевать
соглашение по авиабазе «Манас», США и начали обхаживать президента
Узбекистана. С геополитической точки зрения Узбекистан, граничащий со всеми
государствами региона, — наиболее удобный вариант сохранить влияние американцев
в Средней Азии.
Визиты
в 2014 году в Узбекистан высокопоставленных чиновников, в том числе и зама
госсекретаря Бёрнса, командующего центральным командованием ВС США генерала
Остина, не оставляют сомнений — переговоры были предметными. Называлась даже цена
— 1 млрд долл., включающая в себя необходимость менять узбекское
законодательство, по которому запрещается размещать базы иностранных войск на
территории республики.
·
Осенью,
когда американские НКОшники заговорили о применении детского труда при сборе урожая
хлопка в Узбекистане, а также о высоком индексе коррупции в стране, стало
окончательно ясно: роман не состоится. В преддверии выборов в Олий Мажилис и
выборов президента Ислам Каримов благоразумно предпочёл не гневить Москву.
США
втягивают Узбекистан в геополитическую мясорубку, явно противоречащую
национальным интересам республики. Во время Андижанских событий 2005 года
американцы, кстати, уже попытались майданизировать Узбекистан. Не надо быть
оракулом, чтобы понять: за американской базой в Узбекистан пришла бы и вся
инфраструктура пресловутой soft power вплоть до проплаченных НКО и прочих
борцов за «свободу и демократию» во всём мире.
Язык
мой — враг Узбекистана
Ислам
Каримов периодически ругает интеграцию на постсоветском пространстве, заявляя о
категорическом нежелании Узбекистана участвовать в ней и отключая (между делом)
подачу газа на юг евразийской Киргизии. Но ближе к середине 2014 года Каримов
начал делать явные реверансы в сторону Москвы. Так, на саммите ШОС в Душанбе
Каримов буквально покаялся тов. Путину: мол, «потерял ориентиры», и попросил
«сверить часы». И судя по тому, что на минской встрече лидеров СНГ Ислам
Абдулганиевич говорил в адрес Порошенко, «сверка часов» прошла успешно.
А
далее — визит Путина в Узбекистан, закончившийся рядом важных соглашений и
списанием 865 млн долл. (Узбекистан погасит лишь 25 млн долл.)
Между
тем, в конце декабря 2014 года прошли дежурные выборы в узбекский парламент. А
уже в середине января 2015 года Каримов снова заговорил о невозможности
возврата к СССР и невхождении Узбекистана в интеграционные объединения.
Заявления эти строятся в полном соответствии с риторикой Госдепа, которому в
Евразийском экономическом союзе мерещится СССР. Проще говоря, Каримов
«поклонился» США, от которых он скоро получит 300 б/у боевых машин.
От
чего хочет отказаться Каримов
Объёмы
экономического сотрудничества Москвы и Ташкента, фактор нескольких миллионов
мигрантов, работающих в России, глубина гуманитарных и культурных контактов —
всё это свидетельствует о неминуемости евразийской интеграции для Узбекистана.
Россия стабильно занимает первое место среди торговых партнёров Узбекистана
(около 27% от объёма всей внешней торговли Узбекистана). Товарооборот за первые
девять месяцев 2014 года составил 4,5 млрд долл. Мониторинг восприятия
евразийской интеграции в Узбекистане ежегодно приносит один из самых высоких результатов
на постсоветском пространстве (на уровне 70–80%).
Евразийская
интеграция позволит Узбекистану развивать свои экономические связи, тем более
что санкционные войны открыли для узбекских аграриев дополнительные возможности
сбыта своей продукции. А ещё евразийская интеграция позволит Узбекистану
примириться со своими соседями, развивать экономические контакты и нормально
решать с ними вопросы, а не говорить об угрозах войны с Таджикистаном и
затевать перестрелки с киргизскими пограничниками.
Какие
перед Каримовым пути-дороги
И
всё же Ислам Каримов тащит страну по «туркменскому» пути, хотя евразийский
вариант объективно предпочтительнее. Есть ещё и американский, но он совсем не
вариант.
Итак:
1. «Западные
объятия». Идёт углубление военного сотрудничества с Западом, в
Узбекистане появляется военная база США, а с нею и вся инфраструктура
американской soft power и в конечном итоге — майдан.
2.
«Враждебно-туркменистанский» сценарий. Каримов продолжает тянуть
республику к изоляции. В отличие от Туркменистана, который предпочитает ни с
кем не ссориться, амбиции Ислама Каримова не позволяют признать в качестве
равноправных Киргизию и Таджикистан, что чревато напряжёнными отношениями,
экономическими войнами и даже кровопролитием. Обладающему внушительным
человеческим и экономическим потенциалом Узбекистану невыгодна самоизоляция, к
которой стремится Каримов, руководствующийся интересами своего клана и
приближённых элит.
3. «Евразийско-объективный». Ташкент
делает ставку на углубление евразийского сотрудничества с Россией и
Казахстаном, налаживание конструктивных контактов с Таджикистаном и
Кыргызстаном. Наращиваются объёмы сотрудничества в формате ШОС и соглашений о
зоне свободной торговли СНГ. Узбекистан остаётся главным торговым и
экономическим партнёром России и Китая в Средней Азии.
Если
Ислам Каримов не будет допускать заигрываний с США, он получит поддержку
Москвы, склонной уважать лидеров независимых государств. Поэтому первый
сценарий — самый маловероятный. Пока же Каримов предпочитает второй. Его
реализация мешает республике развиваться и ведёт к потере доверия населения к
президенту. Под вопросом оказывается нормализация отношений с соседями, что
беспокоит Москву, заинтересованную в стабильной Средней Азии. Третий сценарий
объективно оптимальный, так как даёт возможности двигаться вперёд всему
Узбекистану, а не снимать сливки одному каримовскому клану. Впрочем, многим
видится ещё один — четвёртый сценарий, предполагающий смену власти в Ташкенте,
которая рано или поздно случится…
Комментариев нет:
Отправить комментарий