На
недавней итоговой
пресс-конференции Владимиру
Путину был задан отдельный вопрос — о развитии сотрудничества России и Ирана.
Между тем было бы правильно поставить вопрос несколько шире: ведь РФ не одинока
на материке, она участник Евразийского союза. И поэтому логично рассматривать
отношения с тем же Ираном не только Москвы, но и других союзных государств
Евразии.
Союзный
Ереван и Тегеран по итогам прошедшей 15–16 декабря в Тегеране армяно-иранской
межправительственной комиссии приняли решение о расширении
сотрудничества в сфере электроэнергетики и договорились завершить строительство
Мегринской ГЭС на реке Аракс к началу 2016 года, а также начать возведение третьей линии
электропередачи между Ираном и Арменией при активном участии персидского
капитала. Сделка позволит Еревану застраховать себя от дефицита электроэнергии,
а Тегеран сможет получить дополнительные КВт×ч электроэнергии, которые он оплачивает
поставками газа в Армению.
·
Но
сотрудничество на армянском направлении является для Ирана лишь одним из
фрагментов стратегического взаимодействия с членами начинающего функционировать
через несколько дней Евразийского союза.
·
Например,
3 декабря, после 5 лет строительства, в торжественной обстановкесостоялся запуск железной дороги
Казахстан — Туркменистан — Иран общей протяжённостью 925 км. Задача дороги —
связать железными скобами Среднюю Азию и Иран. По дороге в первую очередь будут
экспортироваться казахстанское зерно, поставки которого в Иран выросли в этом
году вдвое по сравнению с прошлым годом, и железная руда. Переработкой руды будут заниматься иранцы на туркменской
границе свободной экономической зоны близ погранперехода Инче — Барун. Сам же
участок железной дороги до Инче — Барун планируется
электрифицировать при
участии российских специалистов. Заодно появится возможность увязать воедино
железнодорожные пути Казахстана и Туркменистана, что позволит казахам при
необходимости воспользоваться услугами портов Персидского залива.
А
после введения в эксплуатацию ж/д путей протяжённостью 1600 км станет возможным
доставлять грузы из Китая в Иран через Киргизию, Таджикистан и Афганистан.
Кроме того, строится железнодорожная ветка Казвин — Решт — Астара, задача
которой — связать Иран и Азербайджан.
В
следующем году Иран планирует завершить
строительство железнодорожных путей протяжённостью 191 км между иранским
городом Хаф и афганским Гератом. Кроме связи с Ираном, эта дорога позволит
соединить западные и северные провинции Афганистана.
·
Цель
подобной железнодорожной активности — увеличение доли Ирана в мировой торговле
— Тегераном не скрывается.
Вместе
с тем нет ясности с одобрением Тегераном сделки об обмене персидской нефти на
российские товары. Вначале было сообщено об одобрении данного соглашения
Ираном, а затем этот факт был опровергнут министром нефтяной
промышленности Ирана. По всей видимости, стороны решили до последнего вести
торг. Впрочем, есть вероятность того, что Иран и сам не прочь нарастить экспорт
продовольствия в Россию, а потому не спешит с соглашением.
Зато
по итогам визита делегации Россельхознадзора на иранские предприятия Россией
было предоставлено разрешение на поставки
персидского продовольствия с 1 января 2016 года. Примечательно, что оплата
будет производиться в рублях и реалах, а ряд товаров для гурманов планируется
доставлять в Москву транспортной авиацией.
На
российском рынке иранскому продовольствию предстоит
посоревноваться с белорусским, объёмы поставок которого уже согласованы, а оплата по ним будетпроизводиться в долларах, что поможет Белоруссии
поддержать свою экономику.
·
Впрочем,
за эти пока ещё не реализованные сделки Вашингтон уже пригрозил России
введением новых санкций и принудил страны ЕС к координации санкционных мер.
Очевидно, что новые сделки и железные дороги несколько диссонируют с
намерениями Вашингтона, впрочем, США предпочитают этого не замечать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий