среда, 28 января 2015 г.

Тише войны

Обострившийся конфликт между Россией и Западом Израиль предпочитает не комментировать. И не только потому, что на волне «войны санкций» израильские товары пытаются сохранить российский рынок. Дело в том, что Тель-Авив не может не замечать, как Россия вернулась к советской политике активного вытеснения США с Ближнего Востока. В интересах Израиля – как можно дольше не допускать официальной огласки этой ситуации.





Опасная матушка

«Как же так?» - удивленно вопрошал продавец бакалейной лавки в небольшом израильском городке, на пол-пути между Тель-Авивом и Иерусалимом. Клиентов в этот час почти не было, и продавец смотрел по телевизору шестичасовые новости. «Ведь Россия – такая огромная страна! У нее есть нефть, газ. И вообще – там все такое большое! Почему тогда рухнул рубль?».

Этот вопрос прозвучал после того, как все израильские телеканалы в течение нескольких дней подряд начинали свои новостные выпуски с сообщений о падении курса российской валюты. После начала «войны санкций» вокруг Украины Россия стала вновь интересна маленькому, погруженному в собственные проблемы Израилю. И не только из-за экономики.

Россия никогда не переставала быть одной большой загадкой для еврейского государства. Здесь даже выражение ироничное в ходу: «има Руссия», то есть «Русь-матушка». Ирония – иронией, но с Россией связана большая часть истории Израиля. Термин «русский» в разное время для коренных израильтян мог означать еврейских пионеров-первопроходцев, потенциального врага (СССР), который поставлял оружие арабским странам; чернорабочих из «понаехавшей» в девяностые эмиграции, высококвалифицированных инженеров из той же волны, израильских русскоязычных политиков, которые основывают партии, избираются в парламент и даже становятся министрами; московских олигархов, которые покупают элитное жилье на средиземноморском побережье, и, наконец, современную загадочную Россию, во главе которой стоит Владимир Путин – одновременно герой и антигерой израильтян. Местные либералы называют российского президента диктатором, «правые» говорят, что Израилю как раз и не хватает «такого, как Путин», чтобы он навел наконец здесь порядок. Но как относиться к политике России, в Израиле не знают: на друга не тянет, а врага в ней пока никто не хочет видеть.

Тревожные экономические новости из России, которыми завершился 2014-й год, только подчеркнули сложную динамику отношений между Москвой и Иерусалимом. С 1990-х годов все израильские премьеры считали необходимым приезжать с визитами в Москву. Израиль активно торгует с Россией, поставляет ей технологии и сельскохозяйственную продукцию. Когда Москва ввела ограничения на импорт западных продуктов питания, в Израиле удовлетворенно потирали руки, надеясь на увеличение объемов своего экспорта. Но девальвация рубля разрушила эти надежды. Настолько, что израильское объединение фермеров даже обратились к правительству с просьбой признать экономический кризис в России "природным катаклизмом". Такое решение позволило бы фермерам получить от государства компенсацию за убытки (около 86 миллионов долларов), понесенные в связи с российским кризисом.

Но не ради экспорта картофеля израильское правительство считает необходимым держать руку на пульсе российской политики. Даже переговоры с Россией об урегулировании ближневосточного кризиса не считаются главной задачей: единственным посредником, к которому в Израиле прислушиваются – по желанию или вынужденно, – являются США. Израильских политиков беспокоит тот факт, что Россия не намерена отказываться от советских внешнеполитических амбиций на Ближнем Востоке, главная задача которых – это полностью избавить регион от американского влияния.

Тель-Авив более всего беспокоит то, что свои амбиции Кремль зачастую подкрепляет торговлей оружием и связями с организациями и целыми странами, которых Израиль считает своими врагами. Диалог Москвы с руководством контролирующего Сектор Газа исламского радикального движения ХАМАС в Израиле считают досадной неприятностью, которая не может нарушить существующий баланс сил: ведь Россия пока не оказывает военной помощи исламистам в Газе. Но к российской политике в Сирии, и особенно в Иране Иерусалим относится с особым опасением. Резкое похолодание отношений России с Западом вокруг Украины дало Тель-Авиву дополнительные поводы беспокоиться за систему безопасности своего региона.


Из России с С-300

С прошлого года разыгрывается многоходовая и сложная комбинация, в которой прямо или косвенно, кроме России, Израиля, Сирии, Ирана и США, участвуют также и ливанское шиитское движение «Хизбалла», а также вооруженная сирийская оппозиция. Всего несколько лет назад опасения Тель-Авива ограничивались строительством российской атомной электростанции в иранском Бушере и намеками на поставки зенитных комплексов Исламской республике. Сегодня в Израиле полагают, что российскими клиентами в оружейных сделках могут стать режим сирийского президента Башара Асада и боевики «Хизбаллы», которые активно участвуют в сирийской войне, помогая Асаду выжить. Эту же цель преследует и Россия, уверены в Израиле.

Как заявил в интервью с «МП» Йорам Швейцер, сотрудник израильского Института национальный безопасности, бывший советник премьер-министра по вопросам борьбы с террором, Тель-Авив не исключает худшего сценария: если отношения между Россией и Западом продолжат ухудшаться, Москва решит любой ценой защищать Асада от США и вооруженной оппозиции. И никто тогда не даст гарантию, что высокотехнологичное российское оружие не будет использовано против Израиля.

В конце декабря шеф ближневосточного бюро американского издания World Net Daily Аарон Кляйн опубликовал скандальный материал о том, что, по его источникам, Москва активно снабжает Асада и «Хизбаллу» оружием: ракетами и зенитными комплексами. «В последние несколько недель Россия передала ракеты класса «земля-воздух» и ОТРК «Искандер» режиму Башара Асада и через него – «Хизбалле», - утверждалось в статье. - Это оружие может быть использовано как сдерживающий фактор сразу по нескольким направлениям. В том числе для сдерживания операции Пентагона против Асада, если Турция и Саудовская Аравия смогут убедить США пойти на это».

Информация о наличии такого оружия у Асада официального подтверждения не получила, не говоря уже о том, что ни у армии Асада, ни тем более у «Хизбаллы» нет специалистов для управления столь сложными комплексами. Но 7 декабря прошлого года Израиль решил «перестраховаться»: в районе Дамаска и города Ад-Димас на сирийско-ливанской границе израильская авиация разбомбила несколько оружейных складов. Появились предположения, что целями авиаударов были зенитно-ракетные комплексы С-300, которые якобы были заказаны Сирией, но предназначались для боевиков «Хизбаллы».

«С военной точки зрения, "Хизбалла" уже давно готова к столкновению с Израилем. Я не уверен, что она сможет победить, но она готова – ее снабжают и вооружают два государства, Иран и Сирия», - утверждает Швайцер.

О том, что Дамаск договорился о покупке четырех батарей С-300 в Москве, ближневосточные СМИ писали еще в 2010 году. В мае 2013 года президент Сирии Башар Асад сообщил, что Сирия получила первую партию С-300, однако потом президент России Владимир Путин заявил, что контракт так и не был реализован. Несмотря на то, что Израиль (в который уже раз) не взял на себя ответственность за бомбардировку сирийской территории, российский МИД напрямую обвинил Иерусалим в этих авиаударах: комментарий официального представителя МИД России Александра Лукашевича «В связи с информацией об авиаударах ВВС Израиля по целям в Сирии» был опубликован на сайте российского министерства иностранных дел. За последние два года эта бомбардировка стала уже, по крайней мере, девятой воздушной атакой по военным объектам Сирии. Все они без исключения, по мнению международных СМИ, были выполнены Израилем.

В беседе с «МП» глава израильского МИДа Авигдор Либерман в несколько шутливой форме ушел от ответа на вопрос, кто же все-таки стоял за ударами по Сирии. Политик заявил, что лично он слышал о том, что удары с воздуха "осуществили ВВС Лихтенштейна либо Монако".

Разменная карта

Израиль и Россия ведут между собой странную игру. Пока державы официально заявляют о дружбе, поддерживают двусторонние торговые связи. МИД Израиля насчет украинского вопроса и западных санкций против Москвы предпочитает не распространяться. Украине страна дипломатично желает скорейшего завершения кризиса, а противостояние России и Запада Тель-Авив вообще не комментирует, объясняя это обилием собственных проблем. Но эта позиция лишь подчеркивает недосказанный конфликт, который много лет тлел между Тель-Авивом и Москвой, но с прошлого года начал грозить взрывом.

Напряженность в оси Россия – ЕС – США дает о себе знать и на Ближнем Востоке, где Москва сегодня играет намного более активную роль. В ноябре 2014 года замминистра иностранных дел России Михаил Богданов встречался в Бейруте с лидером «Хизбаллы» Хасаном Насраллой. В том же месяце Владимир Путин в Сочи принимал министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема. Простым совпадением по времени эти встречи назвать нельзя. Равно как и то, что продиктованы они «традиционно теплыми отношениями Москвы с арабским миром», как формулирует этот МИД РФ. У России есть свои козыри на Ближнем Востоке, она демонстрирует их Америке, и Израиль в списке ее козырей не числится. Он скорее – разменная карта. В Иерусалиме это прекрасно понимают и именно поэтому время от времени неопознанные самолеты появляются в небе над Сирией или Ливаном и проводят ракетно-бомбовые удары по только им известным целям.

«Россия большая, и у нее большая армия. А мы – страна маленькая», - в простых терминах объясняет израильскую политику в отношении Москвы хозяин бакалейной лавки. Мороженое, которое продается здесь, покупают в основном русскоязычные израильтяне – по старой привычке.




Комментариев нет:

Отправить комментарий