·
Несмотря на все связывающие США и Индию
нити экономического, технологического и гуманитарного сотрудничества, сегодня
двусторонние отношения переживают не самые простые времена. Есть одно
фундаментальное противоречие, которое на протяжении последних двадцати лет
периодически приводило к трениям в двусторонних отношениях. Индия, понимая все
преимущества сотрудничества с развитыми государствами Запада во главе с США и
являясь открытой такому сотрудничеству, крайне негативно относится к попыткам
внешнего давления. Опираясь на свой растущий потенциал, Нью — Дели часто
открыто обозначает свое несогласие с позицией США и Запада, если эта позиция
противоречит индийским интересам.
Вслед за состоявшимся в этом месяце
успешным визитом Владимира Путина в Индию, завершившимся
подписанием множества важных соглашений, в январе 2015 года индийское
руководство ожидает нового высокого гостя — президента США Барака
Обаму. С чем приедет американский президент в Индию? Сумеет ли привлечь
давнего стратегического партнера России в фарватер своей внешней политики? Об
этом рассуждает обозреватель ИА REGNUM, научный сотрудник института
востоковедения РАН Александр Воробьев.
Состоявшийся 11 декабря визит
президента Владимира Путина в Нью-Дели привлек большое внимание российской и
международной общественности. Особую резонансность поездке придало то, что она
проходила в контексте новой политики «разворота России на Восток и Юг» в
условиях западных санкций и давления. Новый российский внешнеполитический
подход, как известно, направлен на интенсификацию экономических и политических
контактов с новыми, незападными центрами силы формирующегося многополярного
мира.
Результаты поездки оказались весьма
плодотворными и многообещающими. Стороны нашли общий язык и обозначили сходство
подходов к решению ключевых проблем глобальной и региональной безопасности,
таких как урегулирование ситуации вокруг Сирии, Ирана и Афганистана. Однако
главные результаты переговоров, на этот раз, были сосредоточены в области
экономического сотрудничества, которое в значительной степени будет
сконцентрировано в высокотехнологичных секторах экономики и серьезных
инфраструктурных проектах на территории Индии.
Москва и Нью-Дели договорились о начале
совместного строительства третьего и четвертого блоков атомной электростанции
«Куданкулам», возводящейся по российскому проекту. Владимир Путин предложил
своего индийскому коллеге — премьер-министру Нарендре Моди —
построить еще 25 энергоблоков. Последний выразил готовность построить как
минимум 10 из них. Стороны договорились о совместной разработке арктического
шельфа, об увеличении объемов поставок нефти и сжиженного природного газа в
Индию. Были урегулированы разногласия в области военно-технического сотрудничества
и принято решение активизировать проекты по совместной разработке и
производству вооружений, таких, как истребитель пятого поколения, сверзвуковая
крылатая ракета «БраМос». Россия наладит в Индии производство многоцелевого
транспортного самолета, современных вертолетов, способных использоваться как в
военных, так и гражданских целях. Индийская сторона дала добро на создание
совместного предприятия для внедрения в Индии российской навигационной системы
«ГЛОНАСС».
Несмотря на обилие и конкретику
заключенных соглашений, некоторые эксперты призывают оценивать итоги визита
Владимира Путина сдержанно, утверждая, что Россия для Индии сегодня —
сравнительно малозначимый партнер, далекий по своей значимости от Советского Союза.
Место Москвы, утверждают они, занял Вашингтон. Крепнущая на наших глазах
американо-индийская дружба способна оказать значительно влияние на расстановку
сил в Азии и еще сильнее понизить политическое и экономическое значение Москвы
для восходящей южно-азиатской державы. Насколько крепка американо-индийская
дружба и каковы перспективы ее развития?
·
Новые возможности для развития
американо-индийских отношений открылись после распада Советского Союза. В
изменившейся обстановке Вашингтон постепенно начал отходить от своей привычной
политики поддержки Пакистана — давнего антагониста Индии в регионе.
Сосредоточившись на развитии экономических отношений, стороны обнаружили
перспективность такого сотрудничества. Последние два десятилетия прошли под
знаком увеличения объемов взаимной торговли. Только за период с 2000 по 2013
годы взаимная торговля между Индией и США увеличилась в 5 раз, и ее объем
составил $96 млрд. Сегодня 12% индийского экспорта отправляется за океан. В
планах американской стороны — довести показатели взаимной торговли с
Индией до $500 млрд.
Безусловно, за эти два десятилетия в
отношениях США и Индии были сложности. Наиболее острый кризис двусторонние
отношения пережили в 1998 году, когда Индия вопреки воле международного
сообщества и к неудовольствию Вашингтона провела испытания собственной ядерной
бомбы и пополнила клуб «ядерных держав». Однако введенные против Индии
экономические и политические санкции продержались сравнительно недолго и вскоре
были отменены. В первом десятилетии XXI века отношения Вашингтон и Нью-Дели
переходят на уровень стратегического партнерства. Экономическое партнерство
было дополнено сотрудничеством в военной сфере.
В 2006 году стороны сделали важный шаг
вперед в развитии двусторонних отношений — заключили так называемую
«ядерную сделку», которая сняла с Индии действовавший более 30 лет запрет на
поставку ядерного оборудования и материалов, и фактически легализовала Индию в
качестве государства с ядерным статусом. Таким образом, тесное партнерство
«самой старой демократии» с «самой большой демократией» (именно так любят
выражаться американские политики) обрело реальные очертания. Вашингтон сделал в
Азии ставку на Индию, стремясь использовать ее в качестве противовеса Китаю и
сдержать его растущую мощь.
·
Несмотря на все связывающие США и Индию
нити экономического, технологического и гуманитарного сотрудничества, сегодня
двусторонние отношения переживают не самые простые времена. Есть одно
фундаментальное противоречие, которое на протяжении последних двадцати лет
периодически приводило к трениям в двусторонних отношениях. Индия, понимая все
преимущества сотрудничества с развитыми государствами Запада во главе с США и
являясь открытой такому сотрудничеству, крайне негативно относится к попыткам
внешнего давления. Опираясь на свой растущий потенциал, Нью — Дели часто
открыто обозначает свое несогласие с позицией США и Запада, если эта позиция
противоречит индийским интересам.
За последние годы американо-индийские
отношения подверглись достаточно серьезным испытаниям. Принятый в 2010 году
парламентом Индии закон об ответственности за ядерный ущерб возложил
ответственность за возможный ущерб при аварии на АЭС на поставщиков
оборудования и топлива для атомных электростанций, а не на операторов АЭС.
Такое положение оказалось неприемлемым для американских подрядчиков, являющихся
частными компаниями, не готовыми нести столь крупные потенциальные издержки в
бизнесе. Несмотря на давление американской стороны, индийское руководство не
изменило своей позиции по этому вопросу, и сотрудничество двух стран в области
атомной энергетики не вышло на запланированный уровень. В данной ситуации в
выигрыше оказались атомщики из третьих стран, в частности, России.
Серьезным камнем преткновения в
двусторонних отношениях стали торговые споры США и Индии, обусловленные шагами
Нью-Дели, направленными на поддержку национального производства. Например,
решение властей Индии о закупке машин для выработки экологически чистой энергии
и оборудования для IT — технологий только у местных компаний привело к тому,
что свыше двухсот представителей Конгресса США обратились к президенту Бараку
Обаме с призывом надавить на индийское руководство и добиться от Нью-Дели
прекращения «дискриминационной торговой политики». В июле этого года серьезную
обеспокоенность Вашингтона вызвал демарш Индии в ВТО, имевший место при
обсуждении условий заключения Всемирного договора о стандартизации таможенных
правил. Срыв крупнейшей торговой сделки за последние 20 лет был вызван тем, что
Индия потребовала дополнительных льгот в сельском хозяйстве, а именно: права
субсидировать сельскохозяйственное производство в нормах, превышающих нормы
ВТО.
·
Помимо торговых противоречий, между
Вашингтоном и Нью-Дели существует достаточно длинный перечень иных разногласий:
от недовольства индийской стороны стремлением Вашингтона ужесточить
миграционное законодательство до беспокойства по поводу вывода американских
войск из Афганистана и роста террористической угрозы для Индии. Осенью 2013
года разразился известный скандал с прослушиванием американскими спецслужбами
телефонов руководителей иностранных государств, среди которых оказалось и
индийское руководство. На последовавшие извинения и заверения американской
стороны в приверженности дружбе и партнерству министр иностранных дел Индии Сушма
Сварадж ответила, что «друзья не шпионят друг за другом».
В мае 2014 года победу на парламентских
выборах в Индии одержала «Индийская народная партия» (БДП) — одна из двух
ведущих партий страны, наряду с «Индийским национальным конгрессом».
Премьер-министром Индии стал лидер партии — Нарендра Моди. БДП
часто характеризуют как партию «индуистского национализма», «почвенническую»
политическую силу, приоритетом которой является более четкое отстаивание
собственно индийских национальных интересов. Сама по себе победа на выборах этой
партии и избрание ее лидера главой государства не сулила бы Вашингтону особых
проблем, если бы не одно небольшое «но» — лидер БДП и новоиспеченный
премьер-министр Нарендра Моди еще со времен администрации Дж. Буша-младшего
находился под персональными санкциями Вашингтона. В 2005 году Моди запретили
въезд в США из-за обвинений в подстрекательстве к преследованию мусульман на
фоне народных волнений в индийском штате Гуджарат. После избрания Нарендры Моди
премьер-министром эти ограничения, разумеется, были отменены, однако
определенный осадок у индийской стороны остался.
·
Таким образом, к середине этого года
Вашингтон и Нью-Дели подошли с солидным багажом противоречий. Для администрации
президента Барака Обамы стало очевидно, что двусторонние отношения США и Индии
нуждаются в полноценной «перезагрузке». Попытки запустить «перезагрузку» были
предприняты в ходе августовского визита государственного секретаря США Джона
Керри в Индию, а также в ходе первого визита премьер-министра Нарендры Моди в
Вашингтон в конце сентября этого года. Главный посыл прибывших в Индию главы
Госдепартамента Джона Керри и министра торговли Пенни
Притцкерзаключался в том, что партнерские отношения с США сулят Индии
большую выгоду — в экономике, в политике, в области науки и технологий.
Первый визит Нарендры Моди в США 30
сентября этого года завершился без особых сенсаций. Стороны подтвердили
приверженность развитию экономического и военного сотрудничества. Однако визит
не принес значительных подвижек в переговорах по вопросу атомной энергетики,
где Вашингтон пока не смог предложить Нью-Дели столь низкой себестоимости
получаемой на атомных электростанциях энергии, какую предлагает индийским
партнерам Россия. Неопределенность присутствует и вокруг перспектив
военно-технического сотрудничества, т.к. Индия выступает за создание совместных
предприятий по производству современных вооружений по аналогии с
российско-индийскими проектами. Однако американская сторона, судя по всему,
пока к этому не готова. Президент Барак Обама и премьер-министр Нарендра Моди
де-факто обошли стороной тему украинского кризиса. Также Индия оказалась
неготовой к участию в американской политике сдерживания Китая и России, равно
как и к борьбе против «Исламского государства».
В январе 2015 году американское
руководство предпримет новую попытку улучшить отношения с Индией: в Нью-Дели
приедет президент США Барак Обама. Это будет его первая встреча с
премьер-министром Моди на индийской земле и вторая попытка найти общий язык и
укрепить стратегическое партнерство двух стран не на словах, а на деле. Высока
вероятность того, что американский президент привезет с собой интересные
предложения для своих индийских партнеров, а правительство Индии во главе с
прагматичным Нарендрой Моди примет их, если сочтет выгодными для своей страны.
Однако нынешнему главе Белого дома в ходе визита нужно будет постоянно помнить
о том, что индийское руководство четко привержено идее национального
суверенитета и многополярного мира, что премьер-министр Моди и его команда
хотят видеть в Соединенных Штатах равного партнера и очень надеются на то, что
в Вашингтоне это тоже осознают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий