среда, 24 декабря 2014 г.

“Замороженный” конфликт: Дания претендует на Арктику

В 2007 г. российская полярная экспедиция, опустившись на дно Северного Ледовитого океана на субмарине “Мир”, на четырехкилометровой глубине на Северном полюсе установила российский триколор. “Арктика всегда была русской землей”, - заявил тогда известный полярный исследователь Артур Чилингаров. 
Страх, что этот шаг спровоцирует борьбу за арктическую территорию и ее богатые полезные ископаемые, не оправдался. В течение последующих нескольких лет Арктический совет (куда входят страны, чья территория находится внутри Северного полярного круга, а также ряд государств-наблюдателей) стал более влиятельной организацией, а один из самых длительных пограничных споров между Норвегией и Россией был даже урегулирован. 
Между тем Дания объявила о своих правах на часть Северного полюса.



15 декабря Копенгаген заявил, что согласно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) примерно 900 тыс. кв. км Северного Ледовитого океана севернее Гренландии принадлежат ему. 
То, что датчане объявили о своих требованиях именно сейчас, неслучайно. Согласно правилам UNCLOS все территориальные заявки должны быть сделаны в течение десяти лет после ратификации документа, а он был утвержден законодателями Дании 16 декабря 2004 г.
Однако заявка Копенгагена явно конфликтует с планами России (которая также подала запрос в UNCLOS) и Канады (которая планирует объявить свой суверенитет над частью полярного континентального шельфа), уточняет британский журнал The Economist.
Стремление арктических стран взять под контроль как можно больше северных территорий объясняется прежде всего их очень богатыми природными ресурсами, доступ к которым облегчился благодаря глобальному потеплению. Температура в Арктике поднимается в два раза быстрее, чем в других частях планеты. Согласно данным геологического анализа Соединенных Штатов в арктическом регионе находится восьмая часть неосвоенных мировых запасов нефти и, возможно, четверть всего природного газа.


             РЕСУРСЫ АРКТИКИ

Основное противостояние в этом регионе связанно именно с позицией США и России, и побороться есть за что. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн куб. футов природного газа и 44 млрд баррелей газоконденсатов. 
Данные запасы составляют около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов. 
В целом в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов.
Еще недавно большинство наблюдателей полагали, что конкуренция за разработку арктических месторождений будет проходить цивилизованно и согласно международным правилам. Арктика, как заявил два года назад один норвежский адмирал, “вероятно, самая стабильная зона в мире”. 
Стоимость добычи нефти и природного газа в регионе очень высока, а резко снижающиеся мировые цены на углеводороды делают разработку энергоносителей в Арктике менее привлекательной. Все это означает, что перспективным производителям лучше объединяться, а не повышать риски и стоимость.
Тающий летом морской лед в Арктике также открывает дополнительные возможности для морской транспортировки грузов из Азии в Европу; прошлым летом 71 судно воспользовалось арктическим маршрутом (в 2012 г. было 46 судов). Но торговле необходимы ясные правила. 
Кроме того, согласно UNCLOS большинство известных месторождений полезных ископаемых находятся внутри 200-мильной экономической зоны. Поэтому все заинтересованы в минимизации споров и дружеского урегулирования тех конфликтов, которые стали достоянием общественности. В настоящее время есть пять стран, территории которых находятся вблизи Полярного круга: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Все эти страны, согласно международным договоренностям, выделяют 200 морских миль от своих северных берегов. Но все эти страны хотели бы увеличить свою территорию.

При этом Дания считает, что хребет Ломоносова (который, по данным России, простирается от Новосибирских островов через центральную часть Северного Ледовитого океана к острову Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге) начинается в Гренландии. Согласно международным правилам страна может контролировать зону морского дна, если она может доказать, что это часть ее континентального шельфа. Как будет реагировать ООН на заявки по расширению границ, покажет время, но быстрого решения можно не ждать. Пока же будет сохраняться ситуация, при которой особенную роль в развитии Арктики будут играть действия России. От того, как она поведет себя в данном регионе, будет зависеть его развитие.


Комментариев нет:

Отправить комментарий