Сейчас на Украине
наступает то редкое и волшебное время, когда наличие дефицитного ресурса можно
конвертировать в деньги, власть, активы и прочие атрибуты радужного будущего.
Разумеется, не всё гладко, определённые проблемы есть: уцелеть в схватке с
коллегами и постараться в пылу схватки не развалить остатки государства.
Которое, впрочем, и было развалено с целью наступления этого самого времени.
В прошлый раз мы рассматривали
ситуацию с титановыми ГОКами, которые возвращаются государством в своё (а
на самом деле — И. Коломойского) распоряжение. Однако это не единственная точка
столкновения интересов двух олигархов. В самое ближайшее время они выяснят, кто
будет распоряжаться украинской химической промышленностью.
Несколько
лет назад, когда Д. Фирташ оформлял своё фактически монопольное (4 из 6
активов) положение в производстве удобрений, И. Коломойский всё же предпочёл
сохранить за собой «Днепразот». Шестой завод — Одесский припортовый, находится
в государственной собственности. Именно за него вскоре развернётся борьба, в
ходе которой на Украине может возникнуть новый крупный химический холдинг. И,
скорее всего, исчезнет старый.
Важный
актив
На
ОПЗ свет клином сошёлся по ряду причин. Во-первых, он государственный, и тот,
кто имеет влияние на действующую власть, имеет и преимущества во время
приватизации. Во-вторых, ОПЗ — конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Одесса,
отсюда удобрения уходят на экспорт. Следовательно, владелец контролирует не
только завод, но и стратегический канал сбыта «Тольяттиазота».
До
лета текущего года поставками природного газа на ОПЗ занимался газовый трейдер
Д. Фирташа («РГК Трейдинг»). Схема довольно известна: трейдер поставляет сырьё,
руководство госактива отчитывается о растущей задолженности, правительство
поручает фонду госимущества выставить актив на продажу. Право преимущественной
покупки получает кредитор (вариант: всё то же самое проделывается через
банкротство). Однако Фирташу не повезло: финансовые показатели завода резко улучшились, а «РГК Трейдинг»
отлучили от поставок газа. По сути в схеме изменилось лишь одно: ОПЗ начали
готовить для продажи другому покупателю — Коломойскому. Однако есть одно
затруднение, с которым Коломойский уже сталкивался (когда «отжимал»
Кременчугский НПЗ): мало взять под контроль актив, нужно обеспечить для него
поставки сырья — самому или через государство.
Напёрсточная
хроника
Летом
ОПЗ получал реверсный газ из Венгрии: E.On поставляла его компании «Нафтогаз Украины»,
а «Нафтогаз» — заводу. Но в конце сентября реверс через Венгрию был
заблокирован РФ. С тех пор поставки идут, что называется, в ручном режиме — А.
Яценюк лично распорядился отпускать заводу природный газ, причём
в долг. Фокус в том, что ранее он же своим
распоряжением запретил остальным химпредприятиям (принадлежат Фирташу)
до конца отопительного сезона использовать находящийся в ПХГ природный газ
(принадлежит Фирташу). Таким образом, ОПЗ переключили на новую схему
наращивания задолженности, а одного из претендентов на покупку выключили из
борьбы.
Разумеется,
опальный олигарх побарахтается. Он уже выставил ОПЗ иск
за газ, поставленный в первой половине 2014 г., — удовлетворение иска
автоматически подымет стоимость ОПЗ на 100 млн долл. Запрет использовать свой
же газ тоже будет опротестован в судах. Однако толку от этого будет мало, так
как к моменту вынесения окончательного судебного решения (допустим невероятный
вариант, что оно будет в пользу Фирташа) отопительный сезон как раз закончится.
Действия
правительства лишили Фирташа главного — возможности и дальше осуществлять
поставки газа на ОПЗ, постепенно подминая завод под себя. Как только
правительству удастся найти для него надёжного поставщика, ОПЗ будет выставлен
на продажу. И участвовать в его приватизации для Фирташа особого смысла не
будет, он к тому времени окажется перед куда более важным вопросом: стоит ли
сохранять свой химический холдинг, если украинское правительство банально
«запрещает» технологический процесс?
В
борьбе заденет и соседей
Всё
вышеперечисленное к тому же чревато проблемами для российского бизнеса. Фирташ
ещё в 2011 году заключил с Роттенбергом своего рода пакт, обтекаемо названный
«сотрудничеством в сфере продаж минеральных удобрений и технических вопросов».
Конечной целью партнёрства был контроль над 15–20% мирового рынка минеральных
удобрений с возможностью влиять на мировые цены (а значит, и на цены зерна,
продукции животноводства и т.д.). Теперь этим планам вряд ли суждено сбыться, а
зерновой пул в рамках ТС будет менее эффективным, чем мог бы.
ТОАЗу
же предстоит срочно достраивать терминал в порту Тамань. Это далеко не
равноценная замена аммиакопроводу, но иного выхода у предприятия, похоже, нет.
Отдельный
вопрос — горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот». Во-первых, ДНР и ЛНР
анонсировали национализацию активов, но в чьей собственности в результате
окажутся заводы, пока неясно. Во-вторых, у обоих заводов точно такая же
проблема, как и у ТОАЗа: они с высокой вероятностью лишатся возможности
эксплуатировать аммиакопровод, что влечёт за собой необходимость выстраивания
новой схемы сбытовой логистики.
С другой стороны, пока
на Украине идёт передел химической отрасли и поиск новых поставщиков природного
газа, российские и новороссийские производители могут попытаться занять
украинскую долю мирового рынка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий