четверг, 27 ноября 2014 г.

ВОЙНА, НЕФТЬ И ПОЛИТИКА. Продолжение.

Прояснилась ситуация с продажей России Китаю новейших зенитных комплексов С – 400.
В октябре, в США выросли заказы на военные самолеты и запчасти к ним на 45,3%. В довесок, государство поддерживает своего производителя на падающем рынке нефти, НЕ ТОЛЬКО В ЦЕНОВОЙ ДИНАМИКЕ, НО И ЭКСПОРТА, увеличивая ЗАПАСЫ. Запасы выросли к максимуму за пять месяцев. Увеличивают запасы и бензина. ПРИ ЭТОМ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НЕФТЕПЕРАБОТКА и загруженность нефтеперабатывающих можностей.
При этом, снижения запасов по газу. В условиях плохой погоды. увеличивая ЗАПАСЫ.
РЕАКЦИЯ РЫНКА, сразу после публикации отчета, - рост и стремление к росту, показала ПОНИМАНИЕ РЫНКОМ О НАМЕРЕНИИ УВЕЛИЧИВАТЬ ЗАПАСЫ, поддерживая производителя. Министр нефти Саудовской Аравии, следом. Обрушил рынок, показывая, что рост цен на нефть не устраивает.
Призыв бывшего министра Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттия, о консолидации нефтяного рынка для поддержания цен, выглядит, как крик отчаяния.
Вероятно, что монархии Персидского залива слишком поздно обдуплились, от происходящего в мире.
Призыв к Мексике, Норвегии, России говорит, что ОПЕК теряет свое влияние.  О чем вчера рассказывал более подробно.
·         …для них всех характерносохранение персонала и оборудования себе в убыток, а также наращивание долгадля развития бизнеса…. Примечательно, что энергетические "мусорные"облигации сейчас составляют 16% рынка всех "мусорных" облигаций, аобъем их размещения вырос на 148% до $211 млрд…. Некоторые эксперты отмечают,что если экономика Китая замедлится значительно ниже 7% в 2015 г., цены нанефть вполне могут упасть до $30-40 за баррель….  При этом нельзя забывать, что у американскихкомпаний есть пробел в финансировании в размере почти $110 млрд, и все этисредства они заняли всего за один год, увеличив свою чистую задолженность сразуна $106…. Но и этого было недостаточно, им пришлось также продать активы на $73млрд…. Такая ситуация сохраняется уже несколько лет подряд, и последние тригода потребность в финансировании нефтяных и газовых компаний превышала $100млрд…


Диверсифицированные экономики, такие, как, к примеру, экономика России, получают конкурентное преимущество, и низкие цены на нефть, предполагают ИМПУЛЬС инновационных и высокотехнологических отраслей промышленности, сельского хозяйства.
РОССИЯ заняла ВЫЖИДАТЕЛЬНУЮ позицию, заявив о том, что снижать добычу не намерена, максимум на что согласно – не повышать ее.
Во-первых,-  нельзя допускат отрыв в этой отрасли США…
Во-вторых,- ЧТО БЫ ПОЛИТИКА СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ПЕРЕФОРМАТИРОВАЛАСЬ НЕ КОНЬЮКТУРНО, А КАРДИНАЛЬНО, «НЕБОЛЬШОЙ БАРДАЧОКС» ТАМ «НЕ ПОМЕШАЕТ»
То, что с «уходом» короля Абдаллы он возникнет, говорят многие эксперты. НО НАСТОЙЧИВЫЙ ПОИСК НОВЫХ ЦЕНТРОВ СИЛЫ Саудов в лице Китая, ранее через Египет, а теперь, через попытки совместного контроля за ценами на нефть, -  НАПРЯМУЮ с Россией…
ПУСТЬ, ПОКА ЛОКАЛЬНЫЙ И ЕДИНИЧНЫЙ ИНЦИДЕНТ ПО СОВМЕСТНОЙ ПОЗИЦИИ С ИРАНОМ ПО НЕФТИ, ГОВРИТ О ТОМ, ЧТО РЕГИОН НА ГРАНИ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА. И ПОТРЯСЕНИЙ.
После заседания ОПЕК, думается, на первое место выйдут новости с крупнейшей неятяной кампании Саудовской Аравии -  Saudi Aramco.
Ходят слухи, что Председатель совета директоров компании — Али аль-Наими (Ali I. Al-Naimi, также министр нефти Саудовской Аравии), готовит себе преемника - Абдаллу Джумааха…
Интересно будет проследить за новостями в этом аспекте – за Президент — Халид Абдульазиз Аль-Фалихом.
А ТАКЖЕ,- БЛИЗОСТЬ ЭТИХ ПЕРСОН К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ КЛАНОВ САУДОВ, КУРИРУЮЩИХ СИЛОВЫЕ БЛОКИ.

СЛЕДИМ ЗА СОБЫТИЯМИ.

P. S. Вывод: Следует предположить, что участие РОЛИ ГОСУДАРСТВА в нефтяных и околонефтяных событиях УВЕЛИЧИТСЯ. Время, когда отдельный, или группа отдельных игроков, в первую очередь,- частных игроков, могли влиять на рынок нефти, и формировать его под свои потребности,- БЕЗВОЗВРАТНО УШЛО.
НЕФТЬ СТАНОВИТСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТОЙ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ КОГДА ЛИБО.
Нефтяные потоки, и доступ, контроль ИМЕННО над дешевыми и стабильными  источниками нефти, будут определять конкурентоспособность экономик. СТАБИЛЬНЫХ, ВЕРОЯТНО, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ДЕШЕВЫХ. Ибо дешевизна, - источников – это ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ.
Низкие цены на нефть, - отодвигают ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ США, связанные со сланцевой революцией – РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ.

Обзор составлен совместно и при участии…    Далия Аль-Джевахири

Дайджест событий 25-26 ноября. ВОЙНА, НЕФТЬ И ПОЛИТИКА.
НЕФТЯНЫЕ ФЬЮЧЕРСЫ: Цены на нефть упали на фоне комментариев министра нефти Саудовской Аравии -2-

НЬЮ-ЙОРК,  27 ноября. (Dow Jones). Цены на нефть упали к 4-летним минимумам в среду, так как министр нефти Саудовской Аравии намекнул на то, что он не будет настаивать на сокращении квот Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на добычу сырья.
Заседанию ОПЕК, которое пройдет в четверг, уделяется самое пристальное внимание за многие годы. Среди экспертов усиливается пессимизм по поводу того, что картель примет какие-либо решительные меры для прекращения падения цен на нефть которые потеряли 30% с лета.
Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил в среду, что он ожидает, что рынок "в конечном итоге стабилизируется сам", нарушив свое молчание относительно состояния рынка.
·         "Я думаю, что с этих встреч поступает весьма явный посыл о том, что не будет сокращения производства, - говорит Джон Килдафф, партнер-основатель Again Capital в Нью-Йорке. – Представители Саудовской Аравии доминировали в попытках дать понять, что единственные, кому они помогут, сократив добычу нефти, будут их конкуренты – производители сланцевой нефти из США".

Американским производителям сланцевой нефти необходимо, чтобы цены на нефть удерживались в диапазоне 53-78 доллара за баррель, чтобы избежать убытка, в зависимости от их обстоятельств. Это означает, что большинство из них получает прибыль даже при текущем уровне цен, согласно оценкам, представленным на техническом заседании ОПЕК на прошлой неделе.

По итогам торгов на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) котировки январских фьючерсов на легкую малосернистую нефть упали на 40 центов, или 0,5%, до 73,69 доллара за баррель, самого низкого уровня закрытия с 21 сентября 2010 года. Январские фьючерсы на нефть Brent на ICE подешевели на 58 центов, или 0,7%, до 77,75 доллара за баррель, также 4-летнего минимума.

Поток нефти, добываемой нетрадиционными методами бурения в США и Канаде, изменил мировой рынок. ОПЕК, долгое время имевшая политическое влияние и доминировавшая в производстве, теряет рыночную долю в этих новых конкурентных условиях.
Министр нефти Кувейта заявил в среду, что ОПЕК должна жить с такими низкими ценами на нефть, как 60 долларов за баррель. "Нам нужно жить при цене в 80, или 60, или 100 долларов за баррель", - сказал он.

Добыча нефти в США в этом месяце превысила 9 млн баррелей в день впервые за десятилетия, и она продолжает расти. Согласно опубликованным в среду данным Министерства энергетики США, на неделе 15-21 ноября дневной уровень добычи увеличился еще на 73 000, а запасы нефти выросли до максимума почти за 5 месяцев.

·         Запасы нефти в США повысились на 1,9 млн баррелей, тогда как ожидалось снижение на 100 000 баррелей. Рынок почти не продемонстрировал реакции на эти новости, при этом многие трейдеры привыкли к неослабевающему росту добычи в США, комментирует Кайл Купер, управляющий директор по исследованиям IAF Advisors. "В действительности, это не так уж и удивительно", - добавляет он.

Многие участники рынка были полностью сфокусированы на комментариях министров стран ОПЕК. Почти никто не хотел совершать крупные сделки, прежде чем картель объявит свое официальное решение по поводу сокращения добычи.

Цены на нефть, вероятно, будут подскочат на несколько долларов за баррель вверх или снизятся на эту же величину в зависимости от того, сократит ли ОПЕК квоты на добычу или оставит их на текущих уровнях, указывают инвесторы. Килдафф ожидает, что цены могут упасть до 68 долларов за баррель сразу после заседания, если ОПЕК не ограничит избыток сырья на мировом рынке.

Декабрьские фьючерсы на бензин упали в цене на 0,33 цента, или 0,2%, до 2,0351 доллара за галлон. Котировки декабрьских фьючерсов на топочный мазут повысились на 0,17 цента, или 0,1%, до 2,3965 доллара за галлон.
-Автор Timothy Puko, tim.puko@wsj.com; перевод ПРАЙМ; +7 495 974 7664; dowjonesteam @ 1prime.biz
(Конец)
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ
GMT: 2014-11-27 01:16:39
Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.

15:30   *Министерство энергетики: Загруженность нефтепереработки в США 91,5% против 91,2% неделей ранее
  *Министерство энергетики: Запасы бензина в США +1,825 млн барр до 206,424 млн барр
15:32   *Минэнерго США: Импорт нефти в США на прошлой неделе -0,165 млн баррелей в день до 7,473 млн баррелей в день
*Управление энергетической информации: Общие запасы рабочего газа в США -162 млрд куб футов до 3432 млрд куб футов

Силуанов: нефть по $80-90 за баррель - это надолго

Цена на нефть на уровне $80-90 за баррель может сохраниться в средне- и долгосрочной перспективах, и необходимо будет корректировать бюджет с учетом этого тренда на рынке нефти, заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов. Сейчас цена европейского сорта Brent составляет около $78 за баррель, а утвержденный бюджет на 2015 г. сверстан по цене $96 за баррель.
"Наши планы бюджетные и экономические тоже нужно строить исходя из новых макроэкономических условий, которые, на наш взгляд, быстро не изменятся. Потому что новая цена на нефть $80-90, скорее всего, сохранится на средне-, а может быть, даже на долгосрочный период", - сказал министр и добавил, что бюджет надо рассчитывать из текущей цены: "Наверно это, еще раз повторюсь, порядка $80 за баррель. Основные экспортеры нефти тоже планируют и балансируют свои бюджеты исходя из цены на нефть где-то $75-80 за баррель". 

Минфин оценивает потери бюджета в 2015 г. из-за санкций и общей макроэкономической ситуации в 1 трлн руб., сказал Силуанов.

Так, при сохранении текущего курса рубля и цен на нефть потери бюджета могут составить 500 млрд руб. Кроме того, есть риски снижения роста ВВП, которое добавит еще 500 млрд руб. потерь.

"У нас, конечно, есть риски в следующем году, в первую очередь это цена на нефть. Если сохранится такая же ситуация с курсом рубля и ценой на нефть, как сегодня, то мы примерно в следующем году недополучим 500 млрд руб. доходов. Есть еще риски снижения темпов экономического роста, который мы запланировали в 2015 г. в 1,2%. Возможно, будет ниже. Риск по импорту - это тоже недопоступление доходов. Мы такие рисков оцениваем еще на 500 млрд рублей", - пояснил министр. Из-за плохих рыночных условий Минфин РФ пока не планирует заимствовать на внешнем рынке в 2015 г.

Совет Федерации в среду, 26 ноября, принял бюджет на 2015 г. и 2016-2017 гг., который в пятницу, 21 ноября, утвердила Госдума. Бюджет на 2015 г. сверстан из старых показателей: $96 за баррель нефти, курс - 37,7 руб. за доллар, инфляция - 5,5%.

Доходы бюджета с 15,082 трлн руб. (19,5% ВВП) в 2015 г. увеличиваются до 16,548 трлн руб. (18,4% к ВВП) в 2017 г., расходы - с 15,513 трлн руб. (20% ВВП) до 17,089 трлн руб. (19% к ВВП).

Объем ВВП в 2015 г. составит 77,5 трлн руб., инфляция - 5,5%, в 2016 г. - 83,2 трлн руб. и 4,5%, в 2017 г. - 90 трлн и 4% в 2017 г. соответственно.

Дефицит бюджета в течение трех лет будет находиться на уровне 0,6% ВВП, а объем ненефтегазового дефицита сократится с 10% в 2015-2016 гг. до 9,7% в 2017 г.

Правительство будет вправе в 2015 г. направить на замещение выпадающих доходов и госзаимствований до 500 млрд руб. из Резервного фонда.

Величина Резервного фонда на 2015 г. утверждена в сумме 5,4 трлн руб., на 2016 г. - 5,8 трлн руб., на 2017 г. - 6,3 трлн руб.


Сечин: нынешние цены на нефть не являются критичными

Текущие цены на нефть не является критичными, считает президент НК "Роснефть" Игорь Сечин. За минувшие пять месяцев нефть подешевела почти на $40 за баррель, напомнил Сечин на Международной конференции по нефти в Вене.
По своей динамике нынешний масштаб падения цен на нефть в исторической ретроспективе соответствует признакам мирового экономического кризиса, однако мировая экономика и спрос на нефть растут. Также на рынке нет критического дисбаланса спроса и предложения.
"Отмечу сразу, что нынешний уровень цен не критичен для нас. Мы можем передвинуть сроки реализации тех или иных капиталоемких проектов. Конечно, это отразится на общем уровне предложения нефти", - подчеркнул Сечин.

Он напомнил, что "Роснефть" уже уменьшила объем добычи на 25 тыс. баррелей в сутки, но это продиктовано повышением эффективности добычи и повышением эффективности для акционеров компании, а также условиями сбыта на рынке.

Также в мероприятии участвовали министр энергетики РФ Александр Новак, министр нефти и природных ресурсов Саудовской Аравии, председатель совета директоров Saudi Aramco Али аль-Наими, помощник министра нефти и природных ресурсов Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман, министр энергетики Мексики Педро Колдуэлл и министр иностранных дел Венесуэлы Рафаэль Рамирес, которому принадлежала идея проведения этой конференции.

Глава “Роснефти” добавил, что участники встречи обеспечивают практически 30%, а с учетом вклада близких партнеров - более половины общемировой добычи. 

Сечин полагает, что для балансировки спроса и предложения нужны согласованные, скоординированные действия всех участников рынка. При этом он отметил, что надо различать особенности нефтяной отрасли большинства государств ОПЕК и РФ. Ввиду климатических, логистических и технологических факторов Россия не может изменять уровни добычи немедленно, но способна предпринять меры структурного характера с последствиями в среднесрочном и долгосрочном периодах.


Новак: роль ОПЕК в мире теперь другая

Россия вносит свой вклад в стабилизацию мировых цен на нефть, отказываясь от увеличения объемов добычи. Какое будущее у российского ТЭК в условия западных санкций, как будет решаться вопрос с импортозамещением, нам рассказал министр энергетики России Александр Новак. 
Александр Валентинович, внесите ясность. Россия собирается снижать добычу, для того чтобы влиять на мировые цены на нефть, или не собирается? Потому что было много заявлений от информагентств, все ссылались на вас, но звучали совершенно противоположные мнения. Разъясните?
Могу сказать, что таких решений точно нет на сегодняшний день. Это вопрос такой достаточно сложный, комплексный и непростой, потому что мы не Саудовская Аравия, которая имеет возможность быстро уменьшить добычу, быстро нарастить. У нас работают наши государственные компании, частные компании на рынке. И сделать резкое снижение или резкое увеличение - это невозможно физически сделать.
У нас свои особенности добычи нефти, своя законодательная база, нормативно-правовая база. И в целом, я могу сказать, что это вопрос, который требует тщательного анализа ситуации в целом на нефтяном рынке, которая сегодня происходит. Мы видим, что, если брать историческую данность, фактически цены на нефть постоянно колеблются, и это носит циклический характер.
Всегда, когда цена повышается, появляются новые проекты, более рентабельные, появляется больше инвесторов, и соответственно объемы предложений увеличиваются. Когда цена снижается, менее рентабельные проекты уходят, инвестиций становится меньше, соответственно это дает следующий импульс для повышения цены. Поэтому эта синусоида, она постоянная. 
Но что мы видим сейчас? Есть некие особенности, поскольку появление новых технологий – добыча сланцевой нефти, трудноизвлекаемых залежей, повышение коэффициента извлечения нефти, они внесли некие свои корректировки. Сегодняшняя ситуация, она некая такая особенная. Она требует тщательного анализа, потому что даже снижение цен на сегодняшний день не факт, что приведет к снижению инвестиций в такие проекты, как сланцевая нефть, трудноизвлекаемая нефть. 
Новые технологии значительно снизили себестоимость добычи нефти. Роль ОПЕК, которая была на протяжении последних 40 лет, она существенно изменилась. Мы общались со многими министрами стран, которые входят в в этот картель. 
Почему сегодня ОПЕК между собой внутри конкурирует? С осторожностью относятся к сокращению добычи: повлияет ли это на спрос, повлияет ли это на предложение. Ситуация не та, которая была еще 10 лет назад. И в этом смысле мы тоже готовы, как страна, которая является лидером в мировой добыче, обсуждать эти процессы. Основные наши идеи заключаются в том, чтобы в ближайшее время вместе с другими странами посмотреть на эту ситуацию более тщательно и обменяться информацией, опытом, пониманием ситуации, прогнозом на рынке.

Я правильно понимаю, что идея витает все-таки в министерстве? И, в принципе, Россия может повлиять на цены своими объемами на мировые цены?

Вы знаете, трудно сказать. Я могу вам назвать некоторые цифры. На сегодня предложение превышает спрос примерно на 700-800 тысяч баррелей в сутки. Производится больше нефти, чем потребляется. Факторы, которые повлияли на это: более медленные темпы экономики, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Китае, в Европе, и, конечно же, более высокое предложение со стороны Соединенных Штатов Америки, со стороны Ливии, Ирака и Ирана. 

Рынок не ожидал, что Ливия, Ирак и Иран, это примерно на миллион двести баррелей суммарно добавят своего производства. Если раньше это нивелировалось сложностями, которые происходили на Ближнем Востоке, известные события, и предложения Соединенных Штатов Америки, превышение над спросом нивелировалось сокращением добычи на Ближнем Востоке, сейчас этого не происходит. 

Россия добывает 523 миллиона тонн. Всего в мире добывается в год примерно 4 миллиарда 100 миллионов тонн нефти. Две крупные страны, которые производят нефть: 523 миллиона тонн - Россия и 542 миллиона тонн - Саудовская Аравия. Соединенные Штаты Америки на третьем месте – 466 миллионов. 

Делают погоду

Да, полтора миллиона - это больше чем треть, 36% от производства в мире. А если взять страны, которые производят больше 100 миллионов тонн в год, их всего 12. И суммарно эти 12 стран производят 75% нефти. В принципе, теоретически эти 12 стран могут между собой решить вопрос и договориться, какие могут быть цены на нефть в рынке. Но я хочу отметить, что ни одна страна на сегодняшний день не декларирует такую позицию. 

Россия считает, что это, наверное, не будет позитивно влиять на развитие отрасли. Рынок должен регулировать баланс спроса и предложения. И мы считаем, что наш вклад, в принципе, заключается в том, что мы как минимум в своих стратегиях продолжаем сохранить объемы добычи. Мы не наращиваем. 

До 2020 года объемы добычи нефти вырастут примерно на 6% в среднем в мире. Соответственно и спрос тоже вырастет. Россия планирует в своих стратегических планах сохранение объема добычи на уровне 505-520 миллионов тонн. Как минимум мы не наращиваем давление на потребление, давление на предложение. Это наш вклад в стабилизацию ситуации на мировых нефтяных рынках.

Вы говорите о том, чтобы сохранить уровни добычи или немного их нарастить. Допустим, если страны ОПЕК принимают решение о сокращение добычи, Россия готова к ним присоединиться как крупнейший производитель нефти, для того чтобы влиять на мировые цена на нефть?

Такого решения сейчас нет. Это очень сложный процесс, поскольку он очень серьезно влияет, в том числе и на наши бюджетные доходы. Вы знаете, что бюджет зависит фактически на 50% от доходов и поступлений нефти и газа от наших экспортных энергетических ресурсов. Поэтому, если такое решение будет, оно должно быть очень тщательное и взвешенное. И нужно проанализировать досконально, а повлияет ли это на, в целом, на ситуацию на нефтяных рынках. 

Конечно же, вопрос такой задается странами, задается журналистами, средствами массовой информации, в целом на рынке. Но я пока еще не слышал ни одного мнения, которое было бы в пользу того, чтобы Россия присоединилась к тому, чтобы сокращать объемы добычи. Мы, по крайней мере в своих стратегических планах, не наращиваем объемы добычи. Наша задача – сохранить тот объем, который сегодня мы достигли. И это сложная задача. 

Для того чтобы сохранить эти объемы, нам нужно внедрять новые технологии, нам нужно выходить на новые месторождения, заниматься трудноизвлекаемыми залежами, нам нужно на шельф выходить. И вот в этом смысле мы еще раз готовы обсуждать в целом как бы ситуацию на нефтяных рынках.

Как вы оцениваете вероятность, что страны ОПЕК договорятся о снижении квот? Ваше мнение как эксперта, участника переговоров.

Судя по тем высказываниям, которые сегодня звучат со стороны министров, входящих стран в ОПЕК, ситуация довольно сложная и с точки зрения договоренностей. Я еще раз могу сказать, что по сравнению с тем, что было 10 лет назад, роль ОПЕК на сегодняшний день гораздо ниже. И многие страны просто в рамках тех квот, которые выделяются, их не соблюдают. Наращивают в целях интересов, демпингуют по ценам между собой. 

Это нельзя назвать сговором, это можно назвать конкуренцией. Поэтому вернуться к договоренностям, которые были ранее, многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии. Дождемся 27 ноября, дождемся очередной Ассамблеи сессии ОПЕК, тогда можно будет уже точно сказать, что будут предпринимать страны. Мне кажется, что в целом вероятность того, что договорятся, есть, но не высокая.

Вопрос, наверное, каждого автолюбителя: что у нас за особенная ситуация в стране? Цены на нефть растут мировые, бензин у нас растет в цене. Цены на нефть падают, как сейчас, бензин в стране растет? Объясните вот такую дилемму, что происходит? Почему?

Во-первых, хочу сказать, что у нас абсолютно рыночная ситуация по формированию цен на нефтепродукты. И сегодня около 20% нефтепродуктов реализуется на биржах, остальные нефтепродукты реализуются по прямым договорам между покупателями и продавцами. И абсолютно рыночная ситуация по формированию. 

В стране идет, при производстве нефти и продажи по оптовым ценам в течение года, колебание цен. Однако для потребителя конечного важна цена, которая на заправках. Что происходит на заправках? На заправках сегодня темпы роста цены фактически соответствуют темпам роста инфляции. Если взять на сегодня цены на заправке в ноябре этого года, сравнить с ноябрем прошлого года, то примерно 8-9%-й прирост может быть до 10% по отдельным нефтепродуктам, что соответствует, в принципе, инновационным процессам. И это нормально. 

Что касается сравнения с мировыми нефтяными ценами, здесь малая зависимость. Почему? Потому что у нас влияет на это очень высокое налогообложение данной отрасли. То есть в тех странах, в которых налог платится от финансового результата как налог на прибыль, там действительно есть колебания цены на нефть, соответственно привязка и цен на нефтепродукты. У нас же фактически львиная доля доходов нефтеперерабатывающей отрасли, нефтяной отрасли изымается в виде таможенных пошлин, в виде налога на добычу полезных ископаемых, в виде акцизов на нефтепродукты. 

Поэтому при снижении цен на нефть частично снижается экспортная пошлина, частично это влияет на НДПИ. Но в целом доходы особо не меняются. То есть маржа, которая формируется в данной отрасли, она остается на том же уровне. Что можно еще в качестве аргумента привести? Вот вы говорите, не снижается цена. Она не снижается в рублях. Если перевести по курсу в доллары, соответственно мы увидим, что цена на нефтепродукты на заправках, если сравнивать в долларовой цене на нефть, тоже снижается. И здесь прямая зависимость есть, поскольку у нас при снижении цены на нефть, в рамках нашего платежного баланса, на рынке происходят изменения курса доллара.

Ждать ли нам резкого скачка цен на бензин в связи с налоговым маневром в следующем году?

Мы рассматривали очень внимательно при подготовке предложений министерством финансов, министерством энергетики по налоговым маневрам. Предприняты необходимые меры, в том числе в области финансирования и возвратных субсидий в нефтепереработке, там, где дополнительно возникают издержки нефтепереработки в рамках налогового маневра. 

Во-первых, там значительно снижены акцизы, в рамках налоговых маневров. Во-вторых, для тех компаний, которые существенно уменьшили свою рентабельность, предусмотрены в течение определенного периода возвратные субсидии за счет бюджета, то есть за счет тех налогов, которые платятся по другим составляющий нефтеперерабатывающей отрасли и нефтяной отрасли. Поэтому прогноз, который мы оцениваем, составляет не более 10%, то есть фактически также в рамках прогнозов инфляции. И мы считаем, что существенного влияния налоговый маневр на цены не даст.

Появилась информация о том, что Минэнерго готово заплатить около 9 миллионов рублей, для того чтобы некие эксперты дали свою оценку действию санкций на российский ТЭК. В Минэнерго нет своих специалистов? Почему куда-то на сторону нужно обращаться? Все-таки такая приличная сумма в условиях экономии?

В целом, конечно, Минэнерго делает свои оценки. У нас есть специалисты, которые работают в отрасли нефтедобычи, в отрасли нефтепереработки. В то же время есть специализированные институты, которые занимаются исследованием энергетических рынков. Эти институты, мы с ними сотрудничаем постоянно, мы работаем с ними не только по исследованиям, но и по другим направлениям. В целом научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы - это одна из составляющих, которыми занимается министерство энергетики в целях развития отрасли, формирования стратегии, корректировки этих стратегий. 

Вы знаете, что и стратегии в том числе мы формируем. Министерство является заказчиком, и разрабатывают их пулы в наших институтах, которые работают специализированно и для этого созданы. Это большое количество необходимо проводить исследований, обработки большого массива информации, подготовки документов и так далее. Поэтому это абсолютно нормальный процесс, когда для таких важных исследований нанимаются специализированные институты.

Я видела такие экспертные оценки, что мы очень сильно в разработке наших новых месторождений зависим от зарубежных компаний. Порядка 93% гидроразрыва пласта - это технология, которая используется при разработке, при бурении и добыче трудноизвлекаемой нефти. Как раз ее обеспечивают зарубежные компании. Способны ли российские компании обеспечить должное сопровождение добыче полезных ископаемых, если западные компании уйдут с российского рынка?

Действительно, у нас есть импортные технологии, импортное оборудование для добычи, особенно трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Это наклонное бурение, горизонтальное бурение. Поскольку сегодня есть мировые лидеры в этой отрасли. Но тем не менее у нас есть и наши российские технологии, которые используются в России, и в том числе и нашими компаниями, и в частности, компанией "Сургутнефтегаз". 

Другое дело, что в рыночной экономике, когда происходит международное разделение труда и международное сотрудничество, всегда используются наиболее эффективные для данной компании в целях повышения эффективности ее деятельности, повышения производительности труда, снижения издержек, наиболее эффективные технологии. 

Пока, если говорить о таких технологиях, санкции коснулись только тех разработок, которые будут производиться на шельфе и по добыче трудноизвлекаемых. На арктическом шельфе в первую очередь. Поэтому, что касается действующих месторождений, у нас продолжается международное сотрудничество в этой части, и мы рассчитываем, что это сотрудничество будет и дальше продолжаться. Тем более что наши партнеры иностранные заинтересованы в этом. 

Тем не менее я считаю, что задача, которая поставлена сегодня правительством Российской Федерации по импортозамещению, она должна быть реализована в ближайшие 2-3 года. Министерством промышленности подготовлена соответствующая дорожная карта по импортозамещению и предусмотрено существенное снижение в ближайшие годы импортозависимости, и предусмотрено существенное снижение в ближайшие годы импортозависимости по тем технологиям, которые на сегодня более эффективны. 

Будут проводиться соответствующие разработки научно-исследовательские, опытно-конструкторские, будут заказы российских компаний в этой части. И мы считаем, что это даст новый импульс, новые возможности для развития нашей промышленности. Нефтегазовая отрасль, которую курирует министерство энергетики в качестве заказа для нашей российской промышленности, готово сделать этот заказ. И рассчитываем, что промышленность откликнется и соответствующие технологии, которые сегодня являются мировыми, достигнут соответствующего качества.

А каков для новых месторождений в общем объем добычи в России? То есть я так понимаю, чтобы сохранить уровень добычи, нам нужно продвигаться, в том числе в Арктику, арктический шельф, и там добывать. Можно добывать уже сейчас. Сможем ли мы добывать в следующем году, через 2 года, и обеспечивать должный уровень добычи нефти, если мы не будем иметь доступа к западным компаниям?

Как я уже говорил, 523 миллиона тонн мы добыли в прошлом году. В этом году мы ожидаем примерно такие же цифры, может быть, чуть-чуть больше. Из этого объема в Западной Сибири, это основные наши добывающие территории плюс другие, мы примерно 470 миллионов тонн добываем. С каждым годом эта цифра снижается, поскольку понятно, месторождения выходят в стадию глубокого извлечения нефти, стареют, появляется необходимость больше бурить для добычи одного и того же объема. В 2 раза, на самом деле, на сегодняшний день нужно больше бурить, чтобы больше добывать тот же самый объем нефти, который был.

И нужны новые технологии.

Безусловно. Они внедряются, эти технологии, и сегодня используются. Просто они становятся более дорогими, себестоимость возрастает. Соответственно в перспективе добыча на действующих месторождениях будет снижаться. Если не вводить новые технологии, мы думаем, что к 2030 году примерно на 100 миллионов тонн действующих месторождений будет меньше. Соответственно эту цифру можно уменьшить, если внедрять современные технологии, которые во всем мире сегодня используются. В том числе и в России мы тоже используем, и мы должны выходить на новые залежи, в частности на Баженовскую свиту, на Тюменскую, Ачинскую и так далее. 

Это требует новых вложений инвестиционных. С той стратегией, которая сегодня у нас заложена в развитие отрасли, безусловно, эти позиции заложены. Для сохранения общего объема добычи у нас будет увеличиваться доля новых месторождений, доля добычи трудноизвлекаемых залежей, и будет уменьшаться доля добычи на тех месторождениях, которые сегодня активно эксплуатируются.

И главный вопрос на повестке дня - это обеспечить ТЭК новыми технологиями российскими, может быть, китайскими, японскими?

Задача импортозамещения, как я уже сказал, сегодня на повестке дня номер один. Но что подразумевается под импортозамещением? Это, во-первых, собственная технология, разработка и использование наших возможностей промышленности по производству оборудования, по использованию технологий, а также использование технологий, которые используются, которые сегодня производятся в других странах, которые, в частности, не ввели санкции. Мы активно в этом плане сотрудничаем, в том числе и с Китаем. Есть компании китайские, которые готовы в этой части участвовать, это рассматривается. 

Есть отдельные позиции, по которым действительно есть наработки соответствующие. Но еще раз хочу сказать, что в России тоже есть технологии, которые работают на рынке российском.Это не значит, что мы не имеем самых современных технологий, которые сегодня есть. Они, может быть, менее эффективны, их нужно совершенствовать, дорабатывать. Технологии гидроразрыва, я вам просто приведу пример, она была изобретена в Советском Союзе еще в 60-е годы.

Просто они получили свое совершенство и развитие в других странах, там, где нет такой легкой добычи нефти, как у нас, когда мы использовали обычные способы, и так далее. Там, где нужно было потрудиться с точки зрения использования новых технологий, конкуренция позволила их совершенствовать. Но сейчас наступает тот момент в том, чтобы мы могли технологии у себя совершенствовать, развивать и соответственно внедрять.

А сколько лет может потребоваться на это, по вашим оценкам?

Программа рассчитана на период до 2020 года. Но, безусловно, основные задачи, которые поставлены в этой части, касаются ближайших двух-трех лет.

Сколько инвестиций может понадобиться и кто будет вкладывать деньги? Сами компании, они готовы инвестировать в новые технологии?

Конечно, я назову цифру. У нас примерно в год инвестиций в энергетическую отрасль составляет 130 миллиардов долларов. Это огромная цифра. В рамках нашей стратегии до 2020 года в энергетике будет освоено примерно 1 триллион долларов. Это огромный заказ в первую очередь для наших российских предприятий, для развития нашей промышленности, для развития в том числе и фундаментальной науки, и прикладной науки. И все наши компании имеют НИИ-центры. 

Они сотрудничают с ведущими научно-исследовательскими институтами российскими по разработке технологий. Это абсолютно точно. Многие компании, помимо собственных наработок, используют возможности и разработки наших ведущих институтов. Вопрос в другом: что есть те наработки, которые нужно практически внедрять в те технологии, которые сегодня разрабатываются. И как по заказу самих компаний, так и отдельно самими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, либо какими-то малыми и средними компаниями, которые работают в рынке. 

Министерство энергетики приняло решение создать при министерстве научно-технический совет, куда войдут ведущие ученые, куда войдут представители научно-исследовательских институтов, компаний, для того чтобы на этом научно-техническом совете рассматривать наилучшие доступные технологии, наилучшее оборудование, которое производится, разработки науки, для того чтобы вместе с компаниями создать механизм по внедрению их уже непосредственно в практическое использование. 

Мы часто слышим сегодня, что не достучаться нашим новым разработкам до использования… Но, на самом деле, существует такая проблема во всем мире. Этот механизм нужно создавать. На мой взгляд, научно-технический совет нам позволит давать соответствующие рекомендации и использовать этот механизм.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Анна Свистина.


ОПЕК не может в одиночку диктовать цены на нефть

ОПЕК не может в одиночку нести ответственность за цены на нефть, которые устанавливаются на рынке, считает бывший министр Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттия.
На его взгляд, наступил момент, когда страны-производители нефти, не участвующие в картеле, должны включиться в процесс установки приемлемых цен.

"ОПЕК не сможет обеспечить равновесие рынка в одиночку. Мировой переизбыток нефти, сыгравший свою роль в 30%-м падении цен с 19 июня, привел к размежеванию внутри организации и к зависимости от стран, не входящих в картель, в вопросе поддержания рынка", — отметил Абдулла бин Хамад аль-Аттия.

По его словам, необходимо вмешательство России, Норвегии и Мексики, так как действий членов ОПЕК может оказаться недостаточно даже в том случае, если им удастся договориться.

"А что если, даже несмотря на решение ОПЕК сократить квоты, предложение на рынке будет расти? Что тогда будем делать с рынком?" - заявил ветеран нефтяного бизнеса Абдулла бин Хамад аль-Аттия.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА) цены на нефть могут продолжить падение, так как на рынке начинается сезон пониженного спроса.

"Баланс спроса и предложения указывает на то, что цены продолжат свое снижение. Понижательное давление на цены может продолжиться в январе-марте 2015 г. Усиливается давление на ОПЕК по вопросу сокращения добычи", - говорится в обзоре.

По оценке МЭА, потребление нефти в I квартале 2015 г. сократится на 1% до 92,6 млн баррелей в сутки (б/с).

При этом мировые поставки нефти в октябре выросли на 350 тыс. баррелей в сутки по сравнению с сентябрем до 94,2 млн б/с. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство нефти выросло на 2,7 млн б/с, в том числе за счет роста добычи государств, не входящих в ОПЕК, на 1,8 млн б/с.

27 ноября пройдет саммит ОПЕК, и, как считает аль-Аттия, атмосфера в штаб-квартире организации в Вене будет серьезно отличаться от предыдущих заседаний. 

"Раньше участники заседаний ОПЕК наслаждались легкими встречами, и решения принимались довольно просто. Теперь же ситуация совершенно иная", - отметил аль-Аттия.

По его словам, результата удастся добиться, если страны, не входящие в ОПЕК, также согласятся сократить объемы производства нефти, чтобы стабилизировать цены.

Однако пока все страны, не участвующие в ОПЕК, отвергают возможность сокращения объемов добычи. Таким образом, все бремя тяжелой ситуации на рынке нефти ложится на плечи картеля. Ряд экспертов считают, что если на саммите 27 ноября участникам встречи не удастся договориться о сокращении поставок нефти по крайней мере на 1 млн баррелей в сутки, цены на нефть рухнут до $60 за баррель. По мнению аналитиков Barclays, для сбалансирования рынка в 2015 г. необходимо сокращение добычи странами ОПЕК на 1,5 млн баррелей в день.

Цены на нефть упали примерно на 30%, но в последнее время стабилизировались у отметки $80 за баррель.

Официальные лица стран Персидского залива опасаются, что сокращение квот сыграет в итоге против самих этих стран, так как более высокие цены приведут к увеличению производства сланцевой нефти США.

Странами ОПЕК три года назад была согласована коллективная квота в размере 30 млн б/с, однако, по данным октября, фактически страны ОПЕК добывали больше.



13:13 *Министр нефти Ирана: Наше мнение о рынке нефти близко к мнению Саудовской Аравии
13:12 *Министр нефти Ирана: Мы не обсуждали сокращение добычи нефти с Саудовской Аравией
По словам министра, текущие низкие цены на нефть приведут к сокращению некоторых высокозатратных добывающих мощностей.

ДОПОЛНЕНИЕ: Добыча ОПЕК должна соответствовать установленному лимиту - Министр нефти Ирана

ВЕНА, 26 ноября. (Dow Jones). Добыча ОПЕК должна соответствовать установленному лимиту, отметил в среду министр нефти Ирана Биджан Занганех. Тем не менее, Иран не планирует сокращать добычу нефти.
Выступая перед журналистами после прибытия в Вену для участия в заседании ОПЕК, Занганех заявил: "Совершенно ясно, что ОПЕК примет решение не превышать (лимит добычи)".
В настоящее время картель рассматривает возможность более жесткого соблюдения лимита добычи 30 млн баррелей в день, согласованного в 2011 году. Следование этому лимиту потребует сокращения добычи картеля на 300 000 баррелей в день по сравнению с суммарным объемом добычи в октябре.
Занганех не пояснил, какой позиции будет придерживаться Иран на предстоящем заседании. При этом, как он заметил, эксперты сошлись во мнении, что текущий избыток предложения на рынках нефти может вырасти в следующем году.

По словам министра, текущие низкие цены на нефть приведут к сокращению некоторых высокозатратных добывающих мощностей.

Занганех также заметил, что существует потребность в том, чтобы управлением рынка нефти занимались и страны, не входящие в ОПЕК.
Накануне два важных члена ОПЕК, Саудовская Аравия и Венесуэла, встретились с двумя крупными производителями нефти, не входящими в картель, а именно с Россией и Мексикой. Однако по итогам этой встречи сторонам не удалось договориться о снижении производства нефти.
Между тем, Занганех сообщил, что Иран не намерен сокращать добычу, а, напротив, хочет ее увеличить. "Нам не нужно получать какого-то стороннего разрешения для того, чтобы увеличить добычу", – рассказал министр журналистам.
Ранее на этой неделе Ирану не удалось достичь окончательной договоренности с ведущими мировыми державами относительно атомной программы исламской республики, которая бы открыла путь для снятия ограничений на экспорт иранской нефти. Если такое соглашение будет достигнуто, "наша добыча не будет ограничиваться", сказал Занганех.
Если санкции, введенные США и их союзниками, будут сняты, добыча нефти в Иранке может за два месяца возрасти примерно до 4 млн баррелей в день, что примерно на 1 млн баррелей больше по сравнению с текущим объемом, добавил министр.
По его словам, в настоящее время Иран направляет на экспорт 1,5 млн баррелей нефти в день.
- Автор Benoit Faucon, Benoit.Faucon @ wsj.com; перевод ПРАЙМ; +7 495 974 7664; dowjonesteam @ 1prime.biz
(Конец)
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ
GMT: 2014-11-26 11:46:49
Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.

Заказы на товары длительного пользования в США в окт +0,4%, прогноз -0,5% -3-
(С продолжением)
ВАШИНГТОН,  26 ноября. (Dow Jones). Заказы на товары длительного пользования в США в прошлом месяце выросли ввиду роста расходов на оборону, но фундаментальные данные указывают на общую слабость капиталовложений. Об этом свидетельствуют данные Министерства торговли США, опубликованные в среду.
Согласно этим данным,  заказы на товары длительного пользования, такие как самолеты, автомобили и тяжелое оборудование, срок службы которых составляет не менее трех лет, в октябре выросли на 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем. В сентябре, согласно пересмотренным данным, заказы упали на 0,9%.
Экономисты, опрошенные  Wall Street Journal, прогнозировали снижение показателя на 0,5% в октябре.

·         Этот рост главным образом отразил повышение спроса на 45,3% на военные воздушные суда и запчасти к ним. Тем не менее, за этим ростом скрыт слабый спрос на другие товары.

Без учета транспорта заказы упали на 0,9%, показав самое значительное падение с декабря 2013 года. Без учета товаров оборонного назначения заказы снизились на 0,6%.
Заказы на товары длительного пользования без учета товаров оборонного назначения и воздушных судов – показатель расходов компаний на оборудование и программное обеспечение – в октябре снизились на 1,3% после такого же снижения в сентябре.
Заказы на оборудование, компьютеры, металлические изделия и первичные металлы также снизились в прошлом месяце.
Более широкий тренд указывает на то, что спрос на товары длительного пользования продолжает расти на фоне роста занятости населения и увеличения уверенности компаний для инвестиций. В этом году заказы на товары длительного пользования выросли на 7,5% по сравнению с 2013 годом. Без учета товаров оборонного назначения и воздушных судов заказы на товары длительного пользования выросли на 5,4%.
Несмотря на это, данные за последний месяц могут указывать на то, что экономика, возможно, замедляется после быстрого роста весной и летом.
(Продолжение)
Согласно данным правительства, опубликованным на этой неделе, экономика США в 3-м квартале выросла на 3,9%, показав рост в течение шести месяцев, что стало самым долгим периодом роста более чем за десять лет. Многие экономисты прогнозируют, что экономический рост в 4-м квартале замедлится и составит 2%-3%, и данные, опубликованные в среду, могут подтвердить эти прогнозы.
Экономические проблемы в Японии и еврозоне могут нанести ущерб экспорту из США и продажам американских заводов. Тем не менее, снижение цен на топливо в результате падения мировых цен на нефть оказывает поддержку американским компаниям и потребителям, и их уверенность в инвестициях растет, так как они поддерживают рост расходов.
Отчет ФРС, опубликованный ранее в этом месяце, указал на то, что в этом квартале экономический рост может замедлиться. Промышленное производство США, включающее в себя производство заводов, коммунальных служб и шахт, в октябре снизилось на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем.
-Авторы Josh Mitchell; Joshua.mitchell@wsj.com; Ben Leubsdorf; ben.leubsdorft@wsj.com; перевод ПРАЙМ; +7 495 974 7664;dowjonesteam@1prime.biz.
(Конец)
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ
%%iv%%
GMT: 2014-11-26 15:35:50

Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.

Комментариев нет:

Отправить комментарий