Жанна
Ульянова
После
присоединения Крыма в ближайшем окружении Владимира Путина нарастили свое
влияние силовики и шеф кремлевской администрации Сергей Иванов, говорится в
новом докладе холдинга «Минченко консалтинг» о раскладах в политэлите
(«Политбюро 2.0»). Статус премьера Дмитрия Медведева в неформальной системе
управления, наоборот, значительно понизился, что, по мнению экспертов,
позволило Иванову взять реванш за 2007 год
Премьер-министр
Дмитрий Медведев перестал быть одним из полюсов ориентации российской
политической и бизнес-элиты. К такому выводу пришел коммуникационный холдинг
«Минченко консалтинг» в первом в этом году публичном докладе «Политбюро 2.0 и
посткрымская история», констатировав демонтаж двухполюсной модели ориентации
элитных групп.
Эксперты
холдинга в 2012 году впервые описали неформальную систему управления Россией,
где основные элитные кланы согласовывают свои интересы и борются за близость к
«верховному арбитру» Владимиру Путину. До сих пор ориентация российских элитных
групп была биполярной: авторы предыдущих докладов «Политбюро 2.0» указывали,
что, с одной стороны, полюсом притяжения был лидер условных
«силовиков-государственников», президент «Роснефти» Игорь Сечин, с другой –
Медведев как лидер «системных либералов».
Теперь,
по мнению авторов доклада, ориентация элит распределяется по секторам, где
кураторами выступают наиболее сильные игроки: в обороне и ВПК это министр
Сергей Шойгу, руководитель администрации Иванов и гендиректор «Ростеха» Сергей
Чемезов; во внутренней политике – Иванов и его первый заместитель Вячеслав
Володин.
После
присоединения Крыма значительно усилил свои позиции Иванов, как и двое других
представителей силового блока, Шойгу и Чемезов. Тем не менее Путин не дает
силовой корпорации консолидироваться, поэтому невозможно появление «силового
вице-премьера», отмечают эксперты.
По
мнению одного из авторов доклада Евгения Минченко, произошел ремейк гонки
преемников Путина 2006–2007 годов. Тогда руководивший национальными проектами
Медведев обошел считавшегося фаворитом Иванова. «Ситуация отразилась зеркально,
и состоялся реванш Иванова. Ресурсы в значительной степени перетекли из рук
премьер-министра в руки главы президентской администрации», – говорится в
исследовании.
Как
отмечает Минченко, Иванов усилил влияние именно в тех областях, где в последнее
время его потерял Медведев. После того как Иванов начал курировать
критически важное украинское направление, его статус возрос. Кроме того, новая
роль позволила ему замкнуть многие формальные и неформальные процессы лично на
себя. Укрепление ключевых позиций повлекло за собой естественное усиление его
имиджевой и информационной активности, сделало символом и выразителем мнения
группы «силовиков-государственников».
Зоны
влияния и степень близости к Путину политической и деловой элиты
Политолог
Алексей Макаркин отмечает, что этот процесс начался еще в 2011 году, когда
Иванов возглавил президентскую администрацию. А украинский кризис лишил
Медведева его основного ресурса – отношений с Западом, говорит он.
Медведев
окончательно стал техническим премьером, но это лишь повышает его шансы долго
удерживаться на нынешнем посту, делают вывод аналитики. При этом он остается
полноправным членом «Политбюро 2.0», в первую очередь, из-за близости к Путину
и наличию неформальной договоренности, срок которой еще не истек.
Растерял
прежнее влияние и мэр Москвы Сергей Собянин, тогда как еще в прошлом году, по
оценке экспертов, он был потенциальным кандидатом на пост премьера. Слабая
избирательная кампания в Москве, итогом которой стали слова Путина об избранном
мэре «не Робеспьер», ослабила неформальное влияние, имидж Собянина и удалила от
«верховного арбитра». «Собянин выступил как непубличный глава региона, а не как
претендент на национальное лидерство», – говорится в докладе. К тому
же мэр дистанцировался от «Единой России».
В
целом же в посткрымской России возросло как влияние «Политбюро 2.0» в качестве
неформального органа власти, так и влияние Путина. Но в дальнейшем эксперты
прогнозируют, рост конкуренции за сокращающиеся бюджетные ресурсы страны, и
ожидают создания новых коалиций, повышающих политическую выживаемость их
участников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий