Однозначно, однозначно будут торговать, несмотря на истерики
Обамы и иже с ним. Даже с Советским Союзом торговали, несмотря на экономическую
блокаду. Но, в этом плане, сейчас, есть ряд преимуществ у России, ввиду наличия
таможенного Союза и с 2015 года экономического Евразийского Союза. ПОЯВИЛАСЬ И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАНЕВРЕННОСТЬ.
Нужно думать не только о себе, но и о своих настоящих и БУДУЩИХ
союзниках. ПРИНИМАЯ ВЕСЬ УДАР на себя,
Россия оставляет ОКНА возможностей, для своего критического импорта через Беларусь
и Казахстан… ведь нет ПОВОДА применять к ним санкции. Нет ОТКРЫТОГО И ЯВНОГО
ПОВОДА применять санкции к странам и предприятиям, которые АКТИВИЗИРУЮТ
сотрудничество с ЕвраЗЭС и ТС через Беларусь и Казахстан, не рискуя на данном
этапе, опасаясь санкций и открытого давления напрямую решать вопросы с Россией.
Поэтому, думается, не стоит обращать внимания на, порой, те слова и заявления политиков, которые нам не
нравятся. СЛОВА ЛУКАВЫ.
Мировой экономический кризис постепенно
меняет мировоззрение национальных элит. На наших глазах США переходит к
самомобилизации: добыча собственного газа уже превысила российский уровень, многие
промышленные предприятия возвращаются из Юго-Восточной Азии, стремительно
нарастает экспорт: в 2009 году он составлял 1,58 триллиона долларов, а в 2013
году достиг 2,28 триллиона долларов. Курс на реиндустриализацию Европейского
союза провозгласил в июле этого года новый президент Еврокомиссии Жан-Клод
Юнкер, заявив о начале программы инвестирования 300 миллиардов евро.
На этом фоне майское подписание
договора о создании Евразийского экономического союза выглядит знаковым
событием. На повестке дня — наполнение договора эффективными программами
мобилизации незадействованных ресурсов и возможностей стран-участниц ЕАЭС,
наращивание экономического, политического и военного веса нового объединения.
Сейчас совокупный валовой внутренний продукт Евразийского союза не достигает
даже 3% от мирового ВВП, тогда как в 1990 г. ВВП СССР составлял 14%.
Вернуть утраченные позиции можно только
путём напряжённой работы, модернизации и реиндустриализации евразийского
пространства. Беларусь способна сыграть в этих процессах ключевую роль, так как
она ещё в середине 90-х годов благоразумно решила сохранять и развивать свои
индустриальные мощности в плотном экономическом союзе с Россией. Результаты
этого исторического выбора мы наблюдаем на контрасте с восточноевропейскими странами,
где бывшие заводы напоминают декорации к фильмам ужасов, а скоропалительные
надежды на «новую экономику услуг» лопнули вместе с мировым финансовым пузырём.
Подзабытый рецепт
Но прежде чем приступать к
реиндустриализации экономик России и Казахстана, следует понять, что же привело
к драматической деградации их многоотраслевой экономики в 90-е годы. В то время
правительства РФ и РК сделали ставку на развитие сырьевого направления и
пренебрегли всеми остальными.
Секрет же стремительного экономического роста СССР
заключался в механизме перекрёстного субсидирования — часть сверхдоходов от
природной ренты перенаправлялась на строительство и развитие множества заводов, сельхозпредприятий, образовательных и научно-исследовательских учреждений. Таково было осмысленное решение
советского правительства, альтернативы которому для севера Евразии просто не
существует:
суровый и непредсказуемый климат делает
убыточными и неконкурентоспособными агрокомплекс и капитальное строительство, а
огромные малозаселённые просторы требуют колоссальных вложений в
инфраструктуру.
Реформаторы 90-х прочили фантастическое
обогащение России, Казахстана и других республик, богатых полезными
ископаемыми, после введения мировых цен на сырьё, экспортёрами которого они
являлись. Однако эффект оказался обратным. Разрушение механизма внутрисоюзных
цен, где сырьевые отрасли питали всю экономику, привело к экономической
катастрофе. И прежде всего для России, где были уничтожены тысячи предприятий и
уникальных технологий, разрушены целые отрасли экономики — от животноводства до
станкостроения. Но главное — произошло неслыханное имущественное расслоение
общества: 0,2% семей захватили 70% национального богатства, а медианный доход
обычных граждан (половина населения получает доходы больше этого показателя,
половина — меньше) оказался, согласно данным института Гэллапа, ниже, чем даже
у белорусов.
Исправить указанные перекосы можно с
помощью Евразийского экономического союза, но при обязательном условии
восстановления межотраслевого субсидирования и создания равных условий
хозяйствования для предприятий всех союзных республик. Наши природные богатства — это наше естественное
конкурентное преимущество, и будет преступно им не воспользоваться для
воссоздания единой многоотраслевой экономики, для вовлечения в хозяйственный
оборот своих незадействованных ресурсов и мощностей. К сожалению,
заключённый договор откладывает создание общего и равноправного рынка
энергоносителей на 10 лет — до 2025 года. Более того, ограничения на
товарооборот наложены на 900 товарных позиций. Тем не менее, несмотря на
медлительность интеграции, планировать работу в новых условиях нужно уже
сейчас.
(прим.
(моё) Десятилетний срок… наверное, правильно. Нужно пройти через поколение, смену
элит и власти. Закрепить результат)
Ответ на санкции как пролог к
структурной перестройке экономики
Одной из главных задач является
импортозамещение. Оно должно стать осмысленной
долгосрочной стратегией, а не ситуативным политическим инструментом в споре с
Западом за Украину. Что толку, если готовые изделия будут импортироваться,
скажем, не из Германии, а из Китая? Следует помнить, что только российский
рынок импортирует различных товаров из-за пределов Евразийского союза на 500
млрд долларов, а ведь значительная часть этого объёма может производиться в
Беларуси, Казахстане и России. Сейчас импорт Беларуси в Россию составляет 16
млрд долларов, и этот показатель потенциально можно поднять в два и даже три
раза при условии целенаправленного импортозамещения.
Ответ на вопрос: «Что производить в
Евразийском союзе, а что импортировать?» должны давать экономические
специалисты, просчитывая межотраслевые балансы и разрабатывая стратегические
планы развития Северной Евразии. И здесь категорически недопустимо
руководствоваться исключительно логикой максимизации прибыли: мол, если
нерентабельно, то не производим. Есть масса других факторов, которые влияют на
дилемму «производить или импортировать».
Особые требования к качеству товаров.
Хорошо известна ситуация, когда Украина к футбольному Евро-2012 закупила
электрички, отвергнув предложения собственных производителей и выбрав недорогие
корейские поезда. В результате неприспособленные к украинскому зимнему климату
электропоезда стали мишенью для шуток и анекдотов. В качестве противоположного
примера можно привести белорусский подход: швейцарская фирма Штадлер продала
белорусам несколько электричек и взяла на себя обязательства запустить совместное
производство поездов под Минском.
Кроме того, нужно учитывать вопросы
национальной безопасности. Каждая страна в соответствии с рекомендациями ФАО
(продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) должна обеспечивать
собственную продовольственную безопасность, даже если это и нерентабельно. Следует также помнить о социальной стабильности: закрытие
больших предприятий генерирует тысячи безработных, стимулирует бегство
квалифицированной рабочей силы и её замещение нелегальными мигрантами из бедных
стран (на следующем шаге получаем небезопасные национальные гетто). Странам
ЕАЭС чрезвычайно важны технологическая независимость, развитие собственного
военно-промышленного комплекса, эффективное использование имеющихся
производственных мощностей, их своевременная модернизация в соответствии с
научно-техническим прогрессом и т.д. Без этого Беларусь не сможет сохранить
нынешний статус индустриального оазиса Восточной Европы, а Россия и Казахстан
не смогут эффективно контролировать и управлять своими гигантскими
пространствами и ресурсами.
Все эти факторы нужно принимать во
внимание для того, чтобы создать сбалансированную экономику Евразийского
экономического союза и вернуть нашим республикам надлежащий экономический и
политический вес в мире.
Наши завтрашние партнёры
Решая задачи импортозамещения,
реиндустриализации и модернизации, необходимо уже сейчас готовить стратегию
экономической экспансии ЕАЭС в глобальном масштабе. И здесь можно
ориентироваться на белорусский опыт строительства многовекторной экономики.
Глобальный экономический кризис заставляет покупателей отказываться от
излишнего комфорта и технологической «навороченности» в пользу простых,
качественных и недорогих товаров и услуг, чем обычно и отличается белорусская
продукция. Неслучайно стратегическими направлениями белорусской
внешнеэкономической деятельности уже давно являются Азия, Латинская Америка,
Африка. Важность взаимодействия с этими регионами обусловлена их экономическим
ростом, причём Азия показывает рекордные показатели: за последние 15 лет её
доля в мировом ВВП увеличилась с 14% до 26%. Очевидно, что центр мировой
экономики переносится из Европы и Северной Америки в этот регион.
Среди азиатских стран следует особо
выделить Монголию, которая стала чрезвычайно важной после создания Таможенного
союза: все союзные республики превратились в непосредственных соседей, которых
разделяет только одна граница. Но ещё более важно, что Монголия демонстрирует
фантастические темпы экономического роста: её ВВП за последние 15 лет возрос в
10 раз! Кроме того, Монголия традиционно входила в сферу экономического и
культурного влияния Советского Союза, а сейчас заинтересована в диверсификации
своей внешнеэкономической деятельности, чтобы избежать чрезмерной зависимости
от сильной китайской экономики.
В Беларуси это хорошо понимают, поэтому
в 2014 году обеими странами были ратифицированы соглашения о безвизовом режиме,
открылась белорусская дипмиссия в Улан-Баторе, создаются совместные
предприятия, стартуют общие логистические и образовательные проекты.
Беларусь также открывает в этом году дипломатические
представительства в Пакистане, Катаре, Эквадоре, Австралии, изучает подобные
возможности для Ирака и Анголы. Подписаны соглашения об облегчении визового
режима с Сингапуром, ОАЭ, Лаосом, Турцией, Боливией, Бразилией. Именно в этих
регионах Минск видит для себя экономические перспективы, и можно сказать, что
маленькая Беларусь торит путь для всего Евразийского союза, как это в своё
время произошло в отношениях с Венесуэлой.
России и Казахстану пора ухватиться за этот тренд и вместе
выходить на внешние развивающиеся и растущие рынки. Нельзя ждать, пока
покупатель придёт сам, нужно разворачивать свою экономическую экспансию по всем
направлениям.
И здесь недостаточно ограничиваться
работой МИДов. Чрезвычайно важно, чтобы евразийские финансовые институты,
прежде всего Евразийский Банк Развития, предложили нашим производителям
разнообразные и удобные механизмы кредитной и лизинговой поддержки экспортных
программ. Это аксиома внешнеэкономической деятельности: так США после Второй
мировой войны захватили европейские рынки с помощью плана Маршалла, а теперь
Китай продвигает свою продукцию по всему миру благодаря механизмам связанных
кредитов.
Евразийскому союзу необходимо учиться у
лидеров рынка, а при необходимости приглашать компетентных специалистов из
других стран. Тогда наши общие усилия принесут желанный экономический и
политический эффект и позволят на равных разговаривать с европейскими
партнёрами, чтобы приступить к осуществлению проекта равноправной интеграции
Северного континентального пространства от Лиссабона до Владивостока, который был озвучен белорусским президентом ещё
в 2011 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий