Премьер-министр
страны-хозяйки предстоящего сентябрьского саммита НАТО, Дэвид Кэмерон, обратился с письмом к лидерам государств-членов
Альянса и его генеральному секретарю. В своём послании он призывает к
консолидации евроатлантических рядов перед лицом "агрессивной
политики" России в Восточной Европе. Кэмерон считает, что Москва
рассматривает НАТО в качестве противника со всеми вытекающими из этого военными
и политическими последствиями для отношений стран Североатлантического блока с
евразийской державой. Хозяин Даунинг-стрит 10 предложил конкретные меры для
"сдерживания амбиций России в Восточной Европе".
Это
составление нового графика совместных военных учений с обязательным
привлечением дружественных Альянсу стран, расширение программ оборонного,
логистического, военно-технического сотрудничества, доукомплектование состава
Сил реагирования НАТО (NATO Response Force) до 25 тыс. военнослужащих.
Предлагаемые меры нацелены, цитата из письма Кэмерона, на "твёрдое
присутствие" военного блока в Восточной Европе в ответ на незаконные
действия России на Украине. По мнению Лондона, к саммиту в британском Уэльсе 4
- 5 сентября необходимо подойти с конкретными планами и предложениями по
указанным мерам усиления натовского потенциала на восточных рубежах.
Письмо
Кэмерона последовало после представления в Комитет по обороне Палаты общин
британского парламента рекомендательного доклада по мерам усиления НАТО в ответ
на действия России (1). Британский премьер обозначил лишь основные
предложения введённого в парламентский оборот документа. В последнем, в
частности, содержится "рекомендация правительству Соединённого Королевства
(и США) применить размещение сил как минимум на дивизионном уровне в Польше и
прибалтийских государствах через Германию".
Великобритания
выдвинулась в первые ряды наиболее принципиальных сторонников
"сдерживания" России. Здесь с ней гордо соседствуют Польша, Румыния и
прибалтийские республики, в то время как остальные члены Альянса восприняли
весьма сдержанно планы "Лондона и компании".
Последние
можно свести к созданию на западных границах России крупной, постоянно готовой
к выдвижению в заданную точку, оснащённой по последнему слову военной техники
группировки сил.
Место дислокации натовского "кулака"
в сторону России уже обозначено. Польский город Шецин готов к расширению
дислоцирующейся под ним натовской военной базы. Функционал многонационального
корпуса "Северо-Восток" НАТО в Щецине планируется расширить до вида
базы постоянной готовности, укомплектованной датскими, немецкими и польскими
военнослужащими. Британцев там не будет.
Зато
главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе и по
совместительству командующий ВС США в Европе Филипп Бридлав пообещал
официально представить свой план расширения базы в Шецине на британском саммите
НАТО.
Письмо
Кэмерона можно с уверенностью рассматривать как политическое продолжение
военных идей командования США в Старом Свете. С весны текущего года
американский генералитет на европейском континенте самым активным образом
стремится замкнуть на себе все планы по наращиванию военного потенциала НАТО в
Восточной Европе.
Главком Филипп Бридлав
стал своеобразным олицетворением подобных планов. Действуя в режиме плотной
координации, Вашингтон и Лондон, которые, как всегда, географически "чуть
дальше" от непосредственной гущи событий в Европе и на её восточной
периферии, настоятельно призывают своих коллег по натовскому цеху внести вклад
в дело "сдерживания" России.
Статьи
военных расходов в национальных бюджетах европейцев должны быть существенно
увеличены, а их воинские контингенты обучены, оснащены и выдвинуты к базам в
Восточной Европе. В том числе, в польском Шецине.
Самое интересное, что
призывы лидеров англосаксонского мира к своим партнёрам сомкнуть ряды в
противостоянии России звучат на фоне прямо противоположных действий в
Вашингтоне и Лондоне. Здесь сокращают свои военные расходы и не проявляют
признаков направления собственных людских и материально-технических ресурсов на
восточные рубежи НАТО.
Взять,
к примеру, тот же Лондон. По военным расходам за 2013 год британцы входят в
десятку ведущих наций мира (по данным Jane's Information Group они на четвёртом
месте, после России, с военным бюджетом в $58,8 млрд.).
Между
тем, правительство консерваторов во главе с Кэмероном с приходом к власти в
2010 году приступило к мерам экономии государственных средств, затронувшим и
оборонные статьи Острова. И, как можно понять, не намерено пересматривать в
ближайшее время предыдущие бюджетные установки. Весной 2013 года из Лондона
можно было услышать, что в условиях острой нехватки бюджетных средств
правительство вынуждено принимать тяжёлые решения. К коим было отнесено
сокращение средств на оборону. До 2015 года, когда в стране пройдут
парламентские выборы, военные расходы не превысят 33 млрд. фунтов (около $55
млрд.) в год, - взял на себя обязательство кабинет Кэмерона. При этом
подчёркивалось, что речь идёт не об урезании, а о замораживании военных
расходов. Впрочем, существо действий правительства от этого не менялось. По
экспертным оценкам, сокращение численности сухопутных войск Великобритании до
82 тыс. человек, постулированное правительственными планами, ограничит участие
островитян в военных кампаниях за рубежом непродолжительными операциями, а
также вспомогательными миссиями по поддержке союзников.
Примерно
та же картина с сокращением финансирования военных статей в бюджете наблюдается
и в Вашингтоне. Президент-демократ пришёл к власти в 2008 году на волне
"демилитаризации" внешнеполитического курса сверхдержавы,
значительной экономии и переориентации средств с военных на социальные
программы внутри страны. Призывы британцев и американцев к увеличению
европейцами трат на оборону звучат в отчётливом диссонансе с их собственными
действиями. Впрочем, надо признать, в относительных цифрах Соединённым Штатам и
Великобритании пока удаётся держать свои расходы на оборону выше уровня затрат
в 2% от национального ВВП. И хотя бы в этом у них всё же есть право требовать
от европейских партнёров доведения оборонных расходов до установленного в НАТО
двухпроцентного минимума.
Политическая
элита Великобритании в лице пребывающих у власти консерваторов готовится к
очередным общенациональным выборам, намеченным на май следующего года. Никаких
излишних трат средств местного налогоплательщика-избирателя, других
непопулярных мер за несколько месяцев до выборов, правительство Кэмерона
позволить себе не может. С какой стати британцы должны оплачивать из своего кармана
счета восточных европейцев, столкнувшихся с эфемерной российской угрозой?!
Они
и так внесли вклад в мобилизацию НАТО на решительные действия, хотя бы фактом
проведения на своей территории одного из наиболее принципиально важных саммитов
за всю историю Альянса. Новый Ирак и Афганистан в Восточной Европе и, тем
более, на Украине с направлением туда ограниченных контингентов ВС Её
Величества ни простым британцам, ни их политическим лидерам также не с руки.
Остаётся взять на себя
роль генератора идей, знаменосца антироссийской коалиции в НАТО, чем, по сути,
британцы и американцы ныне заняты.
Удручает
факт резкой смены правительством консерваторов и лично Кэмероном амплуа
партнёра России на платформе взаимовыгодного сотрудничества. До украинского
кризиса, в котором Москва оказалась так и не понята ни американцами, ни
европейцами, между британским премьером и российским президентом установился
близкий к доверительному политический контакт. Теперь Лондон дистанцировался от
наработанных годами связей, взяв на вооружение санкционную риторику в адрес
Кремля. Именно с подачи американцев их союзники на Острове стали проводниками
проектов секторальных санкций против Москвы в военно-технической,
кредитно-финансовой и энергетической сферах. На промелькнувшей, но затем отошедшей
с украинскими событиями на задний план, теме российско-британского
сотрудничества в топливно-энергетической области можно остановиться
поподробнее.
С
лета 2012 года Москва и Лондон приступили к обсуждению возможности
строительства четвёртой ветки газопровода "Северный поток" до
Великобритании. Русская служба британской "BBC" в ноябре 2012 года
отмечала, что строительство трубопровода до британского графства Норфолк даст
"Газпрому" возможность увеличить экспорт в условиях сокращения спроса
в Европе на природный газ. На тот момент Великобритания входила в пятёрку
крупнейших импортёров российского газа. Зафиксированный за 2011 год показатель
в 8,2 млрд. куб. м газа был совсем незначительно, но снижен по итогам
следующего года. В 2012-м "Газпром" поставил на Остров 8,11 млрд.
кубометров. Тем не менее, Лондон остался в числе ведущих внешних партнёров
российской корпорации на европейском направлении поставок, замкнув собой первую
пятёрку импортёров (Германия, Турция, Италия, Польша, Великобритания).
"Газпром"
готов поставлять в Великобританию до 40 млрд. куб. м газа в год, заявляли
представители компании. В такую цифру оценивались потребности Великобритании в
импорте газа, и Россия была готова их закрыть. Важным стимулом для
"Газпрома" стала перспектива выстраивания с британским рынком
качественно новых отношений, в полном соответствии с регулирующими требованиями
ЕС. Как известно, правила на внутреннем энергорынке ЕС запрещают одним и тем же
компаниям осуществлять оптовые поставки газа и одновременно заниматься его
розничной продажей конечному потребителю. В британской действительности это
сулило "Газпрому" взаимовыгодную кооперацию со всеми европейскими
компаниями, действующими на местном розничном рынке потребления газа.
Четвёртая
ветка "Северного потока" выглядела не менее заманчивой и для самих
британцев. Хотя Остров все последние годы оставался одним из лидеров по добыче
газа в Европе, но ввиду исчерпания ресурсов в Северном море Лондон встал перед
необходимостью закупать недостающие объёмы газа за рубежом. Соединённому
королевству приходится импортировать значительные объёмы сжиженного газа из
Северной Африки, Персидского залива и Карибского бассейна. Обсуждения проекта
удлинения "Северного потока" до британского берега продвинулись
настолько, что это позволило экспертам предположить сроки начала эксплуатации
нового ответвления - 2016 год. Но с украинским кризисом Москва и Лондон
разошлись "как в море корабли". Перспективные проекты заморожены или
вовсе свёрнуты на неопределённое время.
Роль
правительства Кэмерона в нынешней истерии по поводу "российской
угрозы" Восточной Европе непритязательна. Британцы включились в
неблагодарное предприятие по настропалению "континенталов", прежде
всего, немцев и французов, на предметную, а не декларативную оппозицию Москве.
Те сопротивляются как могут, держа в уме собственные национальные интересы. У
одних они выражаются в крупной сделке по кораблям-вертолётоносцам, у других -
абсолютно ненужными сложностями в газовом сотрудничестве с восточным соседом.
Правительство Ангелы Меркель не
может позволить себе такую роскошь, как газовое "отключение" от
России. Тем более, с сохранением в актуальной повестке немецких властей цели к
2022 году полностью отказаться от генерации атомной энергии для удовлетворения
внутренних энергопотребностей. "Чем тогда топить? Дровами? Но за дровами тоже
в Сибирь надо ехать", - вспоминается шутливое, но весьма точное
определение Владимира Путина.
Не
последнюю роль для Меркель и Олланда играет фактор общественного мнения,
барометр которого явно не зашкаливает от перспективы, обрисованной Кэмроном. В
соответствии с недавними соцопросами в Германии, почти три четверти (74%)
жителей первой европейской экономики выступают против присутствия постоянных
баз НАТО в Польше и Прибалтике. Идею усиления Альянса в Восточной Европе
поддержали лишь 18% опрошенных граждан страны. Бóльшая часть противников
продвижения натовского потенциала на Восток проживает именно в восточной
Германии.
Таким
образом, чем ближе к непосредственным театрам военного и политического
противостояния, тем простые граждане более категоричны в неприятии навязываемой
им "российской угрозы". Британцы же, ведомые своими политическими
лидерами, как всегда "чуть дальше" от эпицентров мировых событий.
Впрочем, возможно, не в этот раз. Ибо по окончании саммита НАТО в Уэльсе другая
составляющая Соединённого королевства, Шотландия, выйдет на тропу референдума о
независимости (18 сентября).
Будет интересно
проследить эпистолярный жанр общения Кэмерона со своими партнёрами в США и в
Европе, если вдруг шотландцы проголосуют за отделение. Наверное, из Лондона
пойдут письма иного свойства, чем те, которые ныне рассылаются по натовским
адресатам...
(1) Towards the Next
Defence and Security Review: Part Two - NATO, July 31, 2014
Европейская
редакция ИА REGNUM
Комментариев нет:
Отправить комментарий