суббота, 16 августа 2014 г.

ПОСОЛ ПО ПЕРВОМУ ТРЕБОВАНИЮ: КРЕМЛЬ ХОЧЕТ ОТ ДЖОНА ТЕФФТА НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗОВ ВАШИНГТОНА

В феврале этого года, когда посол США в России Майкл Макфол, сославшись на необходимость быть рядом с семьей в Калифорнии, покинул свой пост, российские дипломаты и эксперты заговорили, что следующим представителем Вашингтона в Москве обязательно должен стать карьерный дипломат. Им и стал Джон Теффт, один из крупнейших специалистов по постсоветскому пространству в Госдепе США. Теффт вызывает у российских властей гораздо больше доверия — несмотря на традиционно агрессивную пропаганду против американского дипломата в государственных СМИ, которые называют его «инженером оранжевых революций».


За выслугу лет

Дипломатические контакты между Россией и США стали портиться два года назад. Тогда в РФ приехал Майкл Макфол, первый однозначно политический назначенец на посту посла в Москве. Ученый из Стэнфорда с 2009 г. входил в команду по нацбезопасности президента США Барака Обамы, был одним из архитекторов «перезагрузки», а в 2011 году ответил согласием на просьбу президента возглавить дипмиссию США в России. Приехал Макфол уже после последнего избрания Владимира Путина президентом РФ и с началом протестов на Болотной площади.

Первая встреча Макфола прошла с представителями российской оппозиции, что сразу же вызвало бурное возмущение Кремля. В этом же ключе и развивались отношения Макфола с российской властью, причем негативный крен становился все круче. Макфол пробыл в должности два года - меньше всех американских послов последнего времени.
Одной из причин его ухода стали трудности общения с российским министерством иностранных дел. Глава министерства Сергей Лавров не скрывал, что на Смоленской площади к Макфолу относились, по меньшей мере, небрежно. «Макфол был такой вольный художник в известной степени, политический назначенец, мог позволять себе вольности, что он и делал, - рассказывал Лавров в интервью «ИТАР-ТАСС». - И это не то что не позволяло, но затрудняло поначалу понимание того, что это - самодеятельность или линия, которую он проводит по указанию Вашингтона". Так США поняли, что главное сегодня для российского МИДа — привезти дипломата заслуженного и с высоким статусом.

Пока Госдепартамент США пытался решить эту задачку, одной из первых всплыла кандидатура Стивена Пайфера, ныне эксперта Brookings Institution, ранее работавшего послом США на Украине. То, что он работал на Украине, американские СМИ считали его главным недостатком. Однако в итоге Обама остановил свой выбор на дипломате, чей послужной список опыт кажется еще менее соответствующим посту посла в России. Джон Теффт, служил послом в трех странах — Литве, Грузии и Украине, работая в каждой из них в кризисные периоды в их отношениях с Россией. Причем для того чтобы назначить Теффта, Обаме пришлось отозвать его с пенсии, на которую Теффт после сорокалетней работы в Госдепе вышел в сентябре прошлого года. И, похоже, президент на этот раз не прогадал.

Гонца не пристрелят

Коллеги и родные придерживаются высокого мнения о Теффте. «Он всегда является самым умным человеком в комнате, но вы никогда об этом сразу не скажете», - приводит The Politic слова бизнесмена Том Челлитти, кузена жены Теффта. Коллеги из Госдепартамента согласны с этой характеристикой. Замгоссекретаря США по вопросам демократии и права Томас Мелиа, награждая Теффта наградой Госдепа в области прав человека, назвал нового посла в России «примером вовлеченности и участия в формировании политики».

Мелиа знает это не понаслышке. Он шесть раз за последние три года побывал на Украине по приглашению Теффта, который в то время был послом в этой стране. Мелиа рассказывал, как наблюдал дипломата за работой на Банковой улице (в администрации президента Украины), в других органах власти в Киеве, в больнице в Харькове, на встречах с политзаключенными. «Каждый я видел одного и того же Теффта — энергичного, умного, оптимистичного», - утверждал Мелиа.

Главный «конек» Теффта - это работа с государственными чиновниками, на уровне министров и замминистров и членов президентской администрации. Стиль его работы Мелиа сравнил со стилем классических киношных детективов. «Большая часть встреч заканчивалась как сцены в сериале «Коломбо» - прямо перед концом нашей встречи он становился Питером Фальком, оборачивался и говорил «о, и еще одна вещь», после чего он подавался вперед и приглушенным голосом говорил несговорчивому чиновнику, что он лично работает над визой для его дочери на учебу в США следующей осенью или намекал помощнику президента, что если кое-что не будет исправлено в системе выдачи лицензий на экспорт пшеницы, будут последствия». Даже когда Теффт доносит самые жесткие и неприятные сообщения, его собеседники всегда искренне рады видеть его лично и обычно в итоге приглашают его прийти снова, рассказал Мелиа.


Правила работы Джона Теффта
(со слов Томаса Мелиа, замгоссекретаря США по вопросам демократии и права)

- «Когда вы глубоко погружаетесь в яму, первым делом перестаньте копать»

- «Чистая совесть - признак плохой памяти»

- «Никогда не бойтесь попробовать что-нибудь новое»

- «Помните, любители построили арку, профессионалы — Титаник»

- «Когда все сказано и сделано, больше сказано, чем сделано»



Способность доносить до собеседника неприятные сведения в приятной манере отмечал и Стивен Пайфер, кому позиция посла в РФ все-таки не досталась. «Он превосоходный дипломат. Не могу придумать лучшего выбора для посольства в Москве. У него огромный опыт, - цитирует его портал The Politic. - Он знает, как доставить сообщение так, что хотя оно и не понравится получателю, он не захочет пристрелить гонца — это качество обязательно будет востребовано в Москве».

В Москве отказываться от своих привычек и навыков Теффт не намерен. На слушаниях в сенате при утверждении его кандидатуры он описал состояния отношений с Россией в весьма мрачных тонах, но с долей дипломатичного оптимизма.

«В наших отношениях с Россией сегодня серьезные неприятности и их будущее неопределенно. США не могут игнорировать фундаментальные вызовы международному порядку, представляемых действиями России в украинском кризисе, - заявил он. - Тем не менее, главная задача посла США в Москве - продолжать говорить с российскими коллегами начистоту, сделать так, чтобы российские чиновники и граждане понимали американскую политику, ценности и интересы». Работая в эти кризисные времена требуется, чтобы правительство США «знало четко и ясно, что думает российская сторона, каковы их цели, почему они выбирают те или иные подходы, даже если мы находим их неприемлемым», заявил Теффт и пообещал сделать для этого все возможное для такого рода откровенного диалога между двумя странами.

Впрочем, новый посол отнюдь не собирается ограничиваться только политическими контактами. «Мы должны работать, чтобы сохранить человеческие связи, даже в напряженные времена. Если меня утвердят, я сделаю все возможное, чтобы вовлекать всех россиян. Я попытаюсь им объяснить, за что мы боремся, - обещал Теффт американским сенаторам. - Ведь самый эффективный антидот российской пропаганде — это простой рассказ правды о нашей стране и наших ценностях».

Оранжевое настроение

Теффт начал интересоваться Россией с детства. В 1960-е годы, во время учебы в школе родители отправили его и двух сестер на субботние языковые курсы. Сестры выбрали французский и испанский, а Теффт — русский. Он ходил по дому, повторяя все время «до свидания», вспоминала сестра Шейла Теффт в интервью Wisconsin State Journal. С тех пор Теффт выучил еще пять: итальянский, французский, иврит, литовский, украинский — языки большинства стран, в которых работал.

В 1972 году, после получения степени бакалавра в вузе, Теффт поступил на службу в Госдеп. Первое назначение за рубеж Теффт получил в консульство США в Иерусалиме. Там он наблюдал в действии эффективность «шаттл-дипломатию», которую Генри Киссинджер для преодоления острой фазы арабо-израильского конфликта. В 1983 г. он получил первое назначение в отдел Госдепа, занимавшийся Советским союзом, прежде всего потому что обладал знаниями по регионам, где Советский союз собирался наращивать свое присутствие — Ближний Восток, Восточная Европа и Африка. Однако уже в 1985 году Теффт считался ценнейшим русистом и участвовал в подготовке исторической встречи президента США Рональда Рейгана и Михаила Горбачева. Позже Теффт принимал участие в переговорах по первому договору о сокращении наступательных ядерных вооружений (СНВ-1).

За этим последовало назначение в Рим, а после, а в 1989 году Теффт вернулся на советское направление - был назначен замдиректора отдела по делам СССР. В Москву Теффт приехал в середине 1990-х заместителем посла Томаса Пикеринга. В Москве дипломат проработал до 1999 года и наблюдал недолгий, но эффектный разворот политического курса молодой России навстречу Западу.

Послом в Литве Теффт работал с 2000 по 2003 годы. Уже на следующий год после отъезда дипломата Литва стала членом Европейского союза и НАТО вместе с двумя другими странами Балтии. Это расширение НАТО на Восток российские политики до сих пор вспоминают как пример нарушения негласных договоренностей между альянсом и Россией. Однако Теффт считал, что такой вектор развития только пошел Литве на пользу. «То, что страна достигла за последние 12 лет — практически чудо. Никто не поверил бы в то, что это станет возможно 15 лет назад, когда началась моя карьера в отделе Советского союза в Госдепе. Но Литва заставила нас верить, что нет ничего невозможного. В основном за счет тяжелой работы и жертв литовского народа, но и с помощью друзей, в том числе США», - гордился Теффт проделанной работой в своей статье в 2003 году.

В 2005 году Теффт направился в Тбилиси. Из посылаемых им депеш, которые появились в открытом доступе на сайте Wikileaks, следует, что у него сложились прекрасные отношения со всем грузинским руководством. Президент Михаил Саакашвили и Теффт находились на постоянной связи, общение их было доверительным и дружеским. Посол часто называл Саакашвили в своих депешах Мишей. Впрочем, в числе постоянных собеседников американского посла были и представители грузинской оппозиции, которая тогда считалась пророссийской.

Из дипломатической переписки периода российского-грузинского противостояния в августе 2008 г. следует, что Теффт практически не подвергал сомнению данные грузинских властей. Депеши, шедшие из канцелярии дипломата на протяжении пяти дней войны, пересказывают события, часто со ссылкой на официальные заявления грузинских политиков, без данных разведок или союзников. Например, 6 августа 2008 года Теффт безапелляционно сообщал в Госдеп, что югоосетины первыми начали бой. После окончания военных действий Теффт приложил усилия к тому, чтобы сотрудничество США и Грузии расширилось, а независимость Абхазии и Южной Осетии не были признаны.

В 2009 году из Грузии Теффт переехал в Киев, знакомый ему ему по предыдущим поездкам, в том числе во время «оранжевой революции». Президентом тогда был Виктор Ющенко, с которым не сложились отношения ни у Кремля, ни у Теффта. Однако уже в 2010 г. Ющенко сменил Виктор Янукович. Из депеш дипломата следует, что с этим политиком, который в Москве всегда считался союзником, посольство США также поддерживало весьма теплые отношения. Говоря о Януковиче, Теффт указывал, что он сохраняет верность европейскому курсу. Об отказе от соглашения об ассоциации с ЕС Янукович заявил уже после отъезда Теффта.

Украину, в которую Теффт приехал, он описывал как страну на перепутье. Его рецептами успеха для Киева были развитие гражданского общества, укрепление независимых СМИ, повышение прозрачности работы правительства, борьба с коррупцией и укрепление верховенства закона и прав человека. Эту позицию дипломат отстаивал и личным примером.

Дела экс-премьера Юлии Тимошенко и экс-минстра внутренних дел Юрия Луцнеко посол Теффт откровенно называл политическими, объясняя это тем, что ни один из членов Партии регионов Виктора Януковича не был посажен за коррупцию, хотя в СМИ ежедневно появлялись данные об их коррумпированности. Независимые СМИ Теффт охотно поддерживал, выступая в них. В интервью Теффт не скрывал, что на программы развития гражданского общества по линии USAID США за 20 лет потратили около $4 млрд.

Поддержку США «оранжевой революции» он отрицал. «США хотели свободных и честных выборов. И когда мы увидели оценку наблюдателей, что произошла фальсификация, то поддержали переголосование. Но мы не поддерживали одну сторону против другой», - объяснял он в интервью газете «Сегодня».

В приказном порядке

Свой опыт работы в других странах Теффт не считает свидетельством борьбы с Россией. «Я лично работал в России, в Литве, в Грузии, и везде старался улучшать отношения США и России и одновременно проводить мысль, что самим постсоветским странам хорошо иметь добрые отношения с Россией. Но хорошие отношения с Москвой не должны быть в ущерб отношениям с США или ЕС. Мы против подхода — если одна сторона в чем-¬то выигрывает, то другая столько же проигрывает. Мы верим: дело можно организовать так, что в выигрыше окажутся все», - говорил в интервью украинской газете «Сегодня». Свою роль в этих отношениях он всегда оценивает скромно: «Я выполняю поручения администрации США, независимо от того, республиканцы у власти или демократы».

Как ни странно, в Москве это примерно так и понимают. Российские власти практически сразу одобрили кандидатуру Теффта — и сделали это с радостью. В первый дни после того как стало известно о его кандидатуре, подконтрольные Кремлю СМИ разразились публикациями, которые сводились к пассажам типа «Инженер «оранжевых революций» едет раскачивать лодку в Россию». Впрочем, к августу даже в провластном таблоиде «Комсомольская правда» стала утверждать, что Теффт лучше Макфола, потому что первый неукоснительно будет следовать указаниям Вашингтона, а второй — не следовал, и в этом-де была его главная беда.

В пользу кандидатуры Теффта уже высказались все главные дипломаты страны. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин заявил: «Это опытный дипломат, который имеет большой опыт работы в нашем регионе, а таких людей в Америке не так уж много». Ту же мысль высказал и помощник президента России по внешней политике Юрий Ушаков, который назвал Теффта, с которым тот лично знаком, «дипломатом высокого уровня».

«В этом смысле с Теффтом, наверное, будет проще, - заявил в интервью «ИТАР-ТАСС» Сергей Лавров. - Потому что карьерный дипломат выполняет то, что ему прикажут. Решения принимаются в Вашингтоне, и, когда он работал послом в Грузии, на Украине, он не играл в свою игру. Он человек дисциплинированный, всю жизнь работал в Госдепартаменте, поэтому делал то, что ему приказывают". Кажется, беспрекословное подчинение приказам — это именно то, чего от Теффта ждут в Москве.


Теффт собирает национальные шляпы разных народов. В его коллекии шляпы из десятков стран, включая афганские, китайские, чеченские, гуцульские.


Семья
Теффт Женат уже более 40 лет. С женой Мариэллой, биостатистиком и медсестрой, у него две дочери и один внук. Одна из дочерей работает юристом Госдепартаменте, вторая — программый аналитик в вашингтонском государственном агентстве, развивающем программы гуманитарного образования theNational Endowment for the Humanities.




Комментариев нет:

Отправить комментарий