Ближневосточный обозреватель
ИА REGNUM
Михаил Агаджанян.
Иллюстрация:
yerkramas.org |
Череда выборов… Афганистан, Ирак, Сирия, Египет… Если в Ираке к власти
придут силы, находящиеся ныне в оппозиции сателлитам Вашингтона, не смотря на
раздираемые противоречия, то так называемый пояс нестабильности который ястребы США затягивали против России,
станет поясом… с далеко идущими
последствиями
Важнейшим
событием для одной из ближневосточных стран и всего региона в целом должны
стать парламентские выборы 30 апреля. Они пройдут в Ираке на сложном этапе
развития этого арабского государства. За прошедшие с американской оккупации два
с половиной года Ирак так и не обрёл внутриполитической устойчивости. Страну
продолжают терзать противоречия между основными политическими силами. Линии
секторального деления не ушли в прошлое иракской государственности. Выборы 30
апреля станут первым общенародным голосованием иракцев, избирающих своих
представителей в парламент страны, после вывода в декабре 2011 года войск США.
Обеспечение безопасности выборов, демонстрация миру
своей способности самостоятельно формировать органы государственной власти на
демократической основе важны как никогда для местного правительства. В этом
иракцам готов оказать всемерное содействие Иран. В поддержке стран региона
остро нуждается не только действующее правительство в Багдаде во главе с
премьер-министром Нури аль-Малики. Здоровые
силы арабской страны заинтересованы в ровных и предсказуемых отношениях с
ближайшими соседями. Этим и отличается позиция Ирана в деле построения
добрососедства с Ираком, что Тегеран открыт для сотрудничества со всеми
внутриполитическими силами. Без какой-либо предпочтительности с его стороны по
этническим или конфессиональным критериям.
Оппозиция
разрознена
В понимании отношений
Ирана и Ирака много стереотипов. Не последнюю роль в этом сыграла
кровопролитная война двух стран, растянувшаяся в 1980-х годах почти на одно
десятилетие. В период агрессии саддамовского Ирака против Кувейта многим
казалось, что Иран попытается использовать ситуацию в целях восстановления
отношений с США, и с головой окунётся в дело низвержения ненавистного ему
режима в Багдаде. Ведь с окончания ирано-иракской войны и вторжением иракских
войск в Кувейт прошло всего два года. Ничего подобного не произошло. Иран занял
наиболее прагматичную на тот момент позицию нейтралитета к действиям Запада
против Ирака. США и их союзники по НАТО не получили иранской поддержки ни
на одном из этапов их политики смены политического режима в соседней стране.
Очевидно, что Иран стал одним из немногих государств Ближнего Востока, который
прекрасно понимал всю иллюзорность импорта "мира и демократии" в
регион на штыках иностранных сил.
Саддам Хусейн был
низвергнут, но за этим огромная страна погрузилась в пучину непрекращающегося
террора. Ирак стал фактически первым местом в регионе, где прошла обкатку
западная технология смены неугодных режимов, "построения порядка из
хаоса". На политическую сцену страны вышли силы, которые отмежевались от
саддамовского наследия, но не смогли обеспечить эффективное управление,
консолидацию всех ресурсов для решения наиболее насущных проблем простых
иракцев.
Перед выборами 30 апреля
в Ираке сложилась сложная обстановка. Монолитность правящей коалиции в виде
блока "Государство закона" под большим вопросом.
Лидер
ведущей партии данной коалиции, действующий премьер-министр Нури аль-Малики
утратил поддержку прежних партнёров и не обрёл новых союзников.
В важных для правительства избирательных округах
Багдад, Басра, Васит, Дияла выдвигаются кандидаты в парламентарии, которые
ранее были близки нынешнему премьеру. Но теперь степень их лояльности вызывает
большие сомнения.
Шиитский политический спектр страны не сумел найти
точки для консолидации сил и участия в выборах единым блоком. Помимо партии
аль-Малики "аль-Дава" и блока "Государство закона" в
выборах участвуют шиитские партийные объединения "аль-Ахрар" Муктады
ас-Садра и Высший исламский совет Ирака Аммара аль-Хакима.
Вместе с основными политическими силами,
отстаивающими интересы иракских суннитов, к которым относятся движения
"Муттахидун", "аль-Иракия", указанные партии и блоки
составляют круг претендентов на получение депутатских мест в парламенте страны.
Лидеры шиитских
объединений Муктада ас-Садр и Аммар аль-Хаким подвергли нынешнего
премьер-министра беспощадной критике. Они крайне негативно восприняли его
решение выдвинуть свою кандидатуру в главы правительства на третий срок.
Комментаторы предвещают серьёзную оппозицию
аль-Малики на выборах. Нежелание видеть его в третий раз на посту главы
правительства разделяют политические силы с разным видением внутренней ситуации
в стране и конфессиональными предпочтениями. Хотя объединения
"аль-Ахрар" и Высший исламский совет Ирака так и не смогли собрать в
единый кулак свои силы и выступить одним предвыборным списком, выдвигаются
кандидатуры на пост нового главы кабинета министров, к формированию которого
приступит будущее парламентское большинство.
К примеру, сторонники Муктады ас-Садра указывают на
одного из таких кандидатов. Это губернатор провинции Мейсан на юге Ирака Али
Дави Лазем.
Предвыборная борьба, как и в ходе предыдущих
избирательных кампаний, проходила под религиозными лозунгами. Премьер
аль-Малики не сумел заручиться поддержкой иракского шиитского духовенства.
Известно, что подобная попытка была им предпринята в начале апреля, когда он
посещал иракскую Кербелу. Но аятолла Али ас-Систани не
удостоил нынешнего главу кабинета министров аудиенцией.
Вместе с тем, у всех
политических сил Ирака зреет осознание необходимости поддержания стабильно
хороших отношений с Ираном. Иракские эксперты в связи с этим отмечают, в
частности, укрепление руководством Высшего исламского совета Ирака рабочих
отношений с властями Ирана.
Того требует как внутрииракская политическая
повестка дня, так и нестабильная ситуация в регионе.
Действующая
власть под градом критики
В центр критики властей оппозиция выводит
неспособность правительства под руководством аль-Малики сплотить страну перед
лицом наиболее острых внутренних проблем. С курдами на севере Ирака кабинет
министров в Багдаде так и не нашёл общий язык. Напротив, последние действия и
заявления региональных властей в Эрбиле и правительства в Багдаде только
усилили ощущение углубляющейся пропасти между автономным регионом и центром.
Правительство аль-Малики не смогло добиться
решающего преимущества и в борьбе с терроризмом. Операция иракской армии в
провинции Анбар продолжается с переменным успехом. Багдаду удалось локализовать
экстремистскую активность группировок "Исламское государство Ирака и
Леванта", "Джебхат ан-Нусра" на территории указанной провинции.
Но успехи центрального правительства всё же носят тактический характер.
Внутреннее недовольство кабинетом аль-Малики грозит перекинуться на другие
регионы страны из так называемого "суннитского треугольника".
Ситуация требует от властей решительных действий в пресечении сепаратистских
устремлений внутренних сил, которым норовят оказать поддержку соседние государства.
В дополнение ко всему - экономические проблемы
Ирака, непозволительно низкий уровень благосостояния населения страны с одними
из крупнейшими в мире разведанными запасами нефти. Наряду с поиском наиболее
оптимальных конституционных схем поддержания иракской государственности в
целостном виде, не менее актуален экономический блок проблем.
Иран готов развернуть с иракцами крупные совместные
проекты в энергетической, транспортной, других ключевых отраслях местной
экономики. Иракский рынок интересен Ирану по многим причинам. Здесь не только
сосредоточены важные транзитные пути для выхода иранских товаров в страны
региона, к портам Восточного Средиземноморья. На ёмком рынке Ирака реализуется
бóльшая часть иранского импорта. Ирак является крупнейшим импортёром иранских
товаров (без учёта нефти и газа) - более 70% экспорта Исламской республики.
Товарооборот двух стран за прошлый год составил внушительные $12 млрд. Но
останавливаться на достигнутом стороны не намерены. Ставится цель довести
взаимную торговлю до $20 млрд. к 2017 году. Подписан контракт о начале поставок
с 2014 года в Ирак, на местные электростанции иранского природного газа в
ежесуточном объёме 25 млн. кубометров. Согласно контракту, заключённому на
десятилетний срок, экспорт иранского газа в Ирак должен в перспективе достичь
максимального объёма в 40 млн. куб. м в день. Иранские компании реализуют в
соседней стране инфраструктурные проекты: строительство дамб, ирригационных
систем, наземных транспортных коммуникаций.
Правительство аль-Малики и лично сам премьер
оказались в весьма затруднительной ситуации. С осени прошлого года аль-Малики
попробовал укрепить свои позиции интенсивными контактами с основными внешними
силами. За его поездкой в Вашингтон в начале ноября 2013 года последовал визит
в Иран, где он был принят на самом высоком политическом уровне. Но это вовсе не
означало, что Тегеран решил оказать иракскому премьеру приоритетную поддержку
перед выборами 30 апреля. Западная и израильская пресса по итогам визита аль -
Малики в Иран сделала акцент на якобы достигнутые между двумя соседями
соглашения о крупных поставках иранского оружия в Ирак. Таким образом, западная
пропаганда пыталась ослабить позиции Ирана на иракском политическом поле,
выставить Тегеран в неприглядном свете. Дескать, Иран будет снабжать
правительство аль-Малики оружием ради сохранения его у власти. И это притом,
что бесспорным лидером по оружейной накачке Ближнего Востока являются США. Они
поставляют в регион своим аравийским союзникам такие объёмы вооружений и
военной техники, которые однозначно избыточны для целей защиты аравийцев от
внешних угроз. Часть оружия, как известно, окольными и весьма витиеватыми
путями, например, по маршруту Саудовская Аравия - Иордания - Сирия - Ирак, в
конечном итоге попадает в руки террористических группировок. А последние
пытаются найти применение этому оружию, в том числе и в западных провинциях
Ирака, его "суннитского треугольника".
Иран
поддержит соседа при любом исходе выборов
Итоги голосования в целом предсказуемы. Ни у одной
политической силы нет реальных возможностей получить большинство мест в
парламенте и в самостоятельном режиме приступить к формированию кабинета
министров. Многое будет зависеть от готовности ведущих блоков и партий
сформировать по результатам выборов устойчивую коалицию и на её основе
определить состав следующего правительства. Наиболее вероятной представляется
коалиция шиитских блоков "аль-Ахрар" и Высшего исламского совета
Ирака. Важно, чтобы лидеры шиитского политического спектра страны нашли в
будущей коалиции достойное место для суннитских партий. В таком едином виде
консолидации шиитских и суннитских сил Ирак получил бы реальный шанс на
стабильное развитие, решение наиболее острых внутренних проблем. При
коалиционном правительстве было бы легче подавить террористическую активность в
"суннитском треугольнике", найти взаимоприемлемые решения в диалоге с
местными племенными лидерами.
Шансы аль-Малики занять и в этот раз пост
премьер-министра сохраняются, но его ресурсы воспроизводства во власти сильно
поколеблены. Впрочем, даже при наиболее неблагоприятном для действующего
премьера раскладе сил по итогам голосования, члены его партии "аль -
Дава" могут быть вовлечены в работу коалиционного кабинета министров.
Такой сценарий оставления аль - Малики в дееспособном, но усечённом политическом
виде отвечает интересам США. Несмотря на всю создаваемую в последние месяцы
вокруг аль - Малики видимость обострения его отношений с американцами,
действующий премьер продолжает находиться в обойме политики США в Ираке.
Политику Ирана в отношении
Ирака отличает взвешенность и принцип ненанесения ущерба иракской
государственности. Тегеран никогда не давал повода стороннему наблюдателю
усомниться в том, что он готов сотрудничать со всеми политическими силами
соседней страны. Ставка на шиитский спектр политического поля Ирака, о которой
так любят разглагольствовать на Западе, не является стратегическим выбором
Ирана.
В этом можно было убедиться за несколько дней до
голосования на парламентских выборах в Ираке, когда некоторые его суннитские
лидеры подверглись нападениям. Иран осудил покушения на вице-премьера Ирака
Салеха аль-Мутлака, возглавляющего коалицию "аль-Иракия", а также
спикера парламента Осама аль-Нуджайфи, лидера политической коалиции
"Муттахидун". В Тегеране назвали происшедшее ударом по попыткам
суннитских лидеров Ирака обеспечить проведение демократических выборов.
Объединения "Муттахидун", "аль-Иракия" призывают иракцев, в
том числе и в неспокойной провинции Анбар, принять участие в выборах и своим
голосом усилить позицию суннитов в политической структуре Ирака. Но, видно, это
абсолютно не стыкуется с интересами некоторых внутренних и внешних Ираку сил.
Иран никогда не поставит свои стратегические цели в
отношении Ирака под вопрос необдуманными действиями. Кто бы ни был у власти в
Багдаде, шиитское большинство или созданная местными суннитами правящая
коалиция, Ирак должен оставаться целостным государством, контролирующим всю
территорию страны и проводящим сбалансированный внешнеполитический курс. Таков
общий подход Ирана в отношениях с Ираком. Сосед всегда лучше поймёт соседа,
если даже между ними и был продолжительный военный конфликт, чем это сделают
внешние силы с их неуёмными нефтяными аппетитами и тягой к накачке региона
оружием. Ни одна политическая партия Ирака не получит содействия Ирана, если
она будет пытаться решить внутренние проблемы с опорой на партнёрство с США.
Перед Ираком стоят сложнейшие задачи, привлечение к
решению которых американцев привело бы к обратному эффекту. В интервью
арабскому изданию "Al - Monitor" лидер Высшего исламского совета
Ирака Аммар аль-Хаким очертил круг таких первостепенных задач для будущих
властей Ирака. По его словам, у политической элиты страны до сих пор нет
понимания модели будущей иракской государственности, к которой надо стремиться
объединёнными усилиями. Будет ли это сильно централизованное государство с
единственной автономией курдов на севере страны или федеративные начала
государственного устройства охватят все нынешние провинции?
В начале текущего года Иран и Ирак активизировали
контакты для окончательного снятия всех имеющихся между ними проблем. В том
числе, и по одной из наиболее застарелых, в своё время обернувшейся вооружённым
конфликтом между ними. 25 февраля было объявлено о достигнутой ирано - иракской
договорённости по Алжирскому соглашению, заключённому в 1975 году между двумя
странами и касающемуся демаркации границы по реке Арвандруд (Шатт - эль -
Араб). Тем самым, Иран в очередной раз показал миру свою открытость к
политическому компромиссу, владение искусством нахождения взаимоустраивающих
решений в проблемных вопросах двусторонних отношений. Всё, что зависело от
Тегерана в создании благоприятного внешнего фона для проведения иракских
выборов 30 апреля, он выполнил. Теперь дело за самими иракцами, которые сегодня
придут к избирательным урнам и проголосуют за будущее своей страны.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА
REGNUM
Комментариев нет:
Отправить комментарий