среда, 28 мая 2014 г.

Евроскептикам дают возможность "пошуметь" в Страсбурге: итоги выборов в Европарламент

Все эти частности свидетельствуют о том, что некоторый успех евроскептиков на выборах 2014 года в Европейский парламент, хотя и выражал некую общую тенденцию, скорее обозначает всего лишь общее недовольство избирателей политическим истэблишментом и состоянием дел на фоне кризиса Европейского Союза. Устойчивый политический тренд "против" Европейского Союза все еще не выработан. Евроскептики в ЕП пестры и не едины. Евроскептицизм интересен для нас, но малодейственен в смысле ослабления Европы.
В следующую неделю внимание вновь избранных депутатов в новом ЕП будет сфокусировано на проблеме блокирования для избрания большинством голосов следующего председателя Европейской комиссии.



Прошедшие 22-25 мая в Европейском Союзе "Европейские выборы 2014" состоялись. Результаты в большинстве стран подсчитаны, в некоторых, правда, еще продолжается подсчет голосов, но, в целом, расклад ясен. Как и ожидалось, правоцентристское объединение в Европейском парламенте (ЕП) - "Европейская народная партия" (EPP) одержала убедительную победу, получив 212 из 751 мест (28,23%). Их основной соперник - левоцентристское объединение "Партия европейских социалистов" (PES - S&D) получило 186 мест (24,77%). Объединение либералов в ЕП "Альянс либералов и демократов за Европу" (ALDE) - 70 мест (9,32%). В сумме у трех ведущих объединений 62,32%. Правда, противники EPP, несмотря на победу этого объединения, настаивают, что "Европейская народная партия" потерпела неудачу, поскольку этот альянс потерял по сравнению с предшествующими выборами 2009 года около 50 мест. Если бы в ЕП имели смысл широкие коалиции, как в национальных государствах-членах Европейского Союза, то при традиционном в последние десятилетия союзе социал-демократов и либералов PES и ALDE лидерствовали бы, суммарно превосходя EPP. В этом смысле Европейские выборы 2014 продемонстрировали, что в Европейском Союзе, несмотря на все сложности текущей кризисной ситуации, продолжают главенствовать социально-либеральные ценности. Что касается важных частностей, о которых ниже, то по результатам выборов 2014 года можно определенно утверждать, что сторонники европейской интеграции и общей европейской идентичности по-прежнему значительно преобладают в Европейском парламенте. Лидер либералов группы ALDE Ги Верхофстадт вполне справедливо заявил, что ЕП "на две трети состоит из людей, которые желают идти вперед по пути интеграции". Правда, разумеется, европейский проект нуждается в некоторой коррекции со стороны национальных государств, представленных в ЕП депутатами консерваторами и евроскептиками всех мастей. Поэтому закономерно, что выступающий против федерализации Европейского Союза "Альянс европейских консерваторов и реформистов" (ECR) получил на Европейских выборах 2014 44 места (5,86%). Ядром ECR по-прежнему остается правящая в Великобритании британская консервативная партия, которая выдерживает у себя в стране и в своих рядах натиск евроскептиков. Собственно главное объединение "евроскептиков" в ЕП - "Европа за свободу и демократию" (EFD) получило на текущих выборах 36 мест. Ядром EFD в предыдущую сессию ЕП была британская Партия независимости Соединенного Королевства (Ukip). Напомним, что, помимо Ukip, в EFD состоят еще известные партии антииммигрантской направленности: "Истинные финны" (Финляндия), Датская народная партия (Дания) и регионалистская Лига Севера (Италия). Из традиционных объединений Европейского парламента зеленые (Greens/EFA) получили в ЕП в сумме 55 (7,32%), а левые (GUE/NGL)- 43 места (5,73%).
В новом Европейском парламенте останется группа неприсоединившихся депутатов, которые в большинстве своем представляют различного рода националистические партии. К неприсоединившимся (NI) в ЕП относят 38 избранных депутатов. В их числе мы видим 22 депутата от французского Национального фронта (FN) Марин Ле Пени трех депутатов от венгерской праворадикальной партии Jobbik. И Jobbik, и FN входят в созданное в 2009 году объединение евроскептиков-националистов "Альянс европейских национальных движений". Для того чтобы создать на его основе официальное партийное объединение в ЕП необходимо минимум 20 депутатов и минимум 7 стран. В количественном отношении сейчас достаточно депутатов для создания "Альянса европейских национальных движений" ЕП. Теперь возможно два решения. Первое: из числа независимых депутаты от французского FN (22 депутата), австрийской Партии свободы (FPÖ, 4 депутата) Хайнца-Христиана Штрахе и голландской Партии свободы (PVV, пять депутатов) Герта Вилдерса войдут в уже существующее объединение евроскептиков "Европа за свободу и демократию" (EFD). Правда, из этого ставшего чересчур "континентальным" объединения обещает выйти британская Ukip.
Плюс ко всему европейские выборы в ЕП дали еще 67 депутатов от 24 новых для ЕП партий. Среди них самыми заметными являются: 7 депутатов от партии германских евроскептиков "Альтернатива для Германии" (AfD), депутаты от итальянской партии "Пять звезд" (M5S) Беппе Грилло, четыре депутата от польской консервативной партии "Конгресс новой правицы" (KNP).
В общем, судьбу объединений евроскептиков Европейского парламента 2014 года созыва должны будут решить ближайшие недели переговоров. Основной вопрос: в ЕП будет два объединения евроскептиков с тем условием, что одно из них будет ярко националистическим, а другое - антииммигрантским, или же останется одно объединение с антииммигрантской основой с вытеснением депутатов от праворадикальных и крайних националистических партий в поле независимых. Сейчас главный ресурс крайне правых радикалов в ЕП состоит из трех партий: трех йоббиков из Венгрии, трех депутатов от "Хриси авги" из Греции и одного депутата от неофашистской Национал-демократической партии Германии (NDP). Судьба будущих объединений евроскептиков зависит в значительной степени от позиции британской Ukip и французского FN, имеющих большие по численности группы. По-видимому, итальянская партия M5S в Европейском парламенте 2014 года созыва будет блокироваться с британской Ukip при том условии, что, похоже, FN и Ukip не найдут общего языка.
Все эти частности свидетельствуют о том, что некоторый успех евроскептиков на выборах 2014 года в Европейский парламент, хотя и выражал некую общую тенденцию, скорее обозначает всего лишь общее недовольство избирателей политическим истэблишментом и состоянием дел на фоне кризиса Европейского Союза. Устойчивый политический тренд "против" Европейского Союза все еще не выработан. Евроскептики в ЕП пестры и не едины. Евроскептицизм интересен для нас, но малодейственен в смысле ослабления Европы.
Самыми неустойчивыми на Европейских выборах 2014 года себя проявили в ЕС "ветреные" французы. Французский Национальный фронт (FN) пришел на Европейских выборах во Франции первым, получив 25% и 22 мандата из 74, предназначенных для Франции. Напомним, что на выборах в ЕП в 2009 году FN получил всего 6,34%. Для сравнения, сейчас в 2014 году главная оппозиционная правоцентристская партия "Союз за народное движение" (UMP) Жана-Франсуа Копе получила 20,3% и 18 мандатов, потеряв 11 мандатов по сравнению с выборами 2009 года. Правящая левоцентристская Социалистическая партия Франции (PS) получила 12 мандатов, потеряв всего два по сравнению с выборами 2009 года. Итоги Европейских выборов 2014 во Франции премьер Мануэль Вальс уже назвал "политическим землетрясением", которое, правда, заметим мы, никак не меняет политических ландшафт самой Франции. FN Марин Ле Пен по итогам парламентских выборов во Франции имеет в Национальной ассамблее - нижней палате французского парламента, всего два мандата из 577 мест, а в Сенате - ноль. Сейчас FN дают возможность "пошуметь" в Страсбурге, но никак не в Париже. Таковы парадоксы европейских выборов в сравнении с национальными. Однако столь крупное поражение социалистов президента Франсуа Олланда имеет глубоко знаковый характер для внутренней политики этой страны.
Из других достижений евроскептиков необходимо, разумеется, указать на британскую Партию независимости Соединенного Королевства (Ukip) Найджела Фараджа, которая в Великобритании пришла первой (27,5% голосов и 23 места в Европарламенте из 73), одержав тем самым "историческую победу" в этой стране. За прошедшие 100 лет в Великобритании на выборах всегда побеждали или консерваторы, или лейбористы, формируя двухпартийную систему этой страны. На Европейских выборах 2014 года оппозиционные лейбористы пришли вторыми - 25% голосов, лишь чуть-чуть опередив консерваторов. Каждая из этих традиционных партий может рассчитывать на 18 мест в Европарламенте. Британские либерал-демократы выступили крайне плохо, получив 7% голосов избирателей и одно место в ЕП, уступив в голосовании даже британским зеленым (8%). Европейские выборы 2014 года отчетливо продемонстрировали для Великобритании, что двухпартийная система в этой стране стала историей.
В Дании на выборах лидерами оказались также правые популисты из Датской народной партии, требующие ограничить для граждан других стран-участниц ЕС право проживания в стране. Эту программу поддержали 26,6% избирателей в Дании. В Австрии также антииммигрантская Партия свободы (FPÖ) пришла третьей. В Нидерландах антииммигрантская Партия свободы (PVV) имела аналогичный успех. В Греции третьей в ряду оказалась праворадикальная "Хриси авги". В Венгрии праворадикальная партия "За лучшую Венгрию" (Jobbik) пришла второй. Ужасаться или восхищаться здесь не стоит. Этот "выдающийся результат" достигнут Jobbik не за счет расширения своей электоральной базы, а за счет раскола в предшествующий парламентский цикл Венгерской социалистической партии (MSZP). Из-за очередного провала социалистов председатель MSZP Аттила Мештерхази вечером 25 мая заявил, что уходит в отставку. Вышедший из рядов MSZP и основавший новую партию в Венгрии "Демократическую коалицию" экс-премьер Ференц Дюрчань, благодаря Европейским выборам, получил мандат в ЕП. Мандатом в ЕП обзавелся и другой кризисный экс-премьер министр-социалист со связями у финансистов Гордон Байнаи, выступавший по списку объединения Együtt-PM. Бывшие премьеры-социалисты решили бежать от своего врага Орбана и венгерской безнадежности на богатые хлеба евродепутатства в Брюссель.
К достижению евроскептиков нужно отнести и прорыв в парламентское поле на Европейских выборах 2014 в Германии. Германская партия евроскептиков "Альтернатива для Германии" (AfD) получила около 7% и семь мандатов в ЕП. Однако эта партия будет демонстрировать особую линию в Страсбурге. Руководство партии заявило, что AfD не вступит ни в одно из партийных объединений ЕП. Партия не будет выступать с антииммигранской и, тем более, с какой-либо праворадикальной риторикой. Она не будет придерживаться идеи ослабления ЕС через снижение уровня интеграции. Пока что AfD выступает против евро не как валюты вообще, а как механизма перераспределения и помощи несостоятельным государствам-членам ЕС. Из крупных стран ЕС после Великобритании и Франции самых крупных успехов евроскептики на Европейских выборах 2014 достигли в Италии. В Италии популистская партия противников элиты "Движение 5 звезд" Беппе Грилло завоевала второе место. Однако это партия, скорее, выступает против истэблишмента вообще, как на национальном, так и наднациональном евросоюзном уровне.
К достижениям евроскептиков, но с левого поля политического спектра, следует отнести первое место на Европейских выборах 2014 в Греции партии "новых левых" СИРИЗА, получившей 27% голосов греческих избирателей и 6 мандатов. Похоже, что лидер СИРИЗА Алексис Ципрас уходит в Брюссель, чтобы возглавить объединение новых левых в ЕП. Евроскептики справа в Греции - праворадикалы из "Хриси авги" получили 8% и три мандата в ЕП. В сумме потенциал евроскептиков в Греции на Европейских парламентских выборах 2014 года равнялся 42% - почти половине избирателей страны. По-видимому, это самый крупный показатель политического "евроскептицизма" среди стран-членов Евросоюза.
В Испании на европейских выборах 2014 года партия Podemos, выступающая против политики бюджетной экономии и основанная четыре года назад, получила 8% голосов избирателей и 5 мандатов в ЕП. В итоге, не трудно подсчитать, что политический потенциал всякого рода евроскептиков в ЕП созыва 2014 года будет насчитывать около 110-120 депутатов. Новые левые, настроенные также критически по отношению к Европейскому Союзу, дадут еще 43 мандата.
Что касается регионов, то Европейские выборы 2014 зримо продемонстрировали углубление раскола Бельгии между основными этническими общинами страны - валлонами и фламандцами. На Европейских выборах 2014 лидерствовала партия фламандских националистов "Новый фламандский альянс" (N-VA). Всего фламандские партии получили в сумме 12 мандатов из 21, предназначенных для Бельгии в ЕП. Франкоговорящие валлоны получили 8 мандатов, а немецкое меньшинство - одно место в ЕП. Страны Вышеградской группы на Европейских выборах 2014 в очередной раз демонстрировали отсутствие какой-либо внутренней политической гомогенности. Польша по-прежнему балансирует между двумя основными политическими партиями - Гражданской платформой (PO) Дональда Туска и "Право и справедливость" (PiS) Ярослава Качиньского. "Гражданская платформа" входит в ЕП в объединение "Европейской народной партии", PiS - в консервативный ECR.
В Венгрии абсолютно лидерствует "дунайский виктатор" - Орбан с его партией Fidesz, получившей 51,49% голосов. Fidesz демонстрирует среди партий в странах Евросоюза самый высокий результат доверия. Можно списывать его на авторитаризм, а можно - на новую эпоху. Лучше Fidesz только Лейбористская партия крохотной Мальты - 53,3%. По списку венгерской Fidesz в ЕП прошел гражданин Румынии, принявший двойное венгерское гражданство, известный трансильванский венгерский активист Ласло Токеш. Это еще один маленький, но важный штришок Европейских выборов 2014 года, имеющий особый подтекст для Румынии.
В Словакии на выборах победила правящая социалистическая партия Smer премьера Роберта Фицо. Здесь все в порядке. В Чехии - все наоборот. Новосозданная партия-движение "АНО", возглавляемое миллиардером Андреем Бабишем, который занимает также пост министра финансов в коалиционном кабинете премьера социал-демократа Богуслава Соботки, пришла в Чехии первой - 16,13%. Правящая Социал-демократическая партия (ČSSD) оказалась всего лишь третьей - 14,17%, а оппозиционная TOP09 - второй. Правящая в предшествующем правительственном цикле правоцентристская Гражданская демократическая партия (ODS) пришла предпоследней с конца - 7,27%. "АНО", TOP09 и ČSSD получили по четыре мандата в ЕП. В Чехии нет видимой партии евроскептиков. Однако чехи голосует против Евросоюза ногами - крайне низкой явкой своих избирателей - 18,2%. Евросоюз и евро Чехии не интересны.
Что касается самого главного, если отвлечься от проблем периферии географической и политической, то общее направление политических симпатий ЕС на Европейских выборах 2014 года уверенно продемонстрировал его центр - Германия. Расклад Германии был повторен в раскладе ЕП. Успех объединения "Европейской народной партии" определен и подтвержден голосованием в Германии, где первенствовал правоцентристский правящий блок канцлера Ангелы Меркель - ХДС/ХСС, получивший 35,3% или 36 мандатов из 96, предназначенных для Германии. СДПГ - 27,3% или 28 мандатов. Либеральной СвДП после провала на национальных выборах 2013 года на Европейских 2014 удалось чуть отыграть назад и получить 3 мандата в ЕП. Правда, в прежнем ЕП у СвДП было 12 мандатов. Либералы балансируют на грани выпадения из большой политики в Германии. Показательно, что уровень участия избирателей в Европейских выборах 2014 в Германии был выше, чем в среднем по Евросоюзу - 48,1%. Явка на Европейские выборы в 2014 году составила примерно 43,1%, что почти равняется показателю 2009 года. Самую низкую явку в ЕС и на национальных выборах вообще на состоявшихся Европейских выборах 2014 продемонстрировала Словакия - 13% участия избирателей, ниже, кажется, некуда. Самая высокая явка на выборы была в Люксембурге - 90%, поскольку голосование является обязательным в этой стране.
В следующую неделю внимание вновь избранных депутатов в новом ЕП будет сфокусировано на проблеме блокирования для избрания большинством голосов следующего председателя Европейской комиссии. Основными кандидатами выступают: люксембуржец Жан-Клод Юнкер от EPP, немец Мартин Шульц от PES и бельгиец Ги Верхофстадт от ALDE. Первая попытка будет предоставлена Юнкеру, как представителю объединения, получившего больше всего голосов на Европейских выборах 2014. Юнкер уже объявил о своей готовности к компромиссам. Избрание председателя исполнительного органа Евросоюза - Еврокомиссии новое явление в жизни ЕС. По замыслу стратегов евроинтеграции, оно будет способствовать легитимации наднациональных органов Европейского Союза.
Европейская редакция ИА REGNUM







Комментариев нет:

Отправить комментарий