понедельник, 14 апреля 2014 г.

Обратный эффект пропаганды

Михаил Юзбашев
У эмитентов пропаганды всегда есть риск поверить в тот подлог, который они сами создают. Есть, безусловно, профессионалы, для которых такой риск минимален – это политтехнологи, но здесь речь пойдет не о них. Речь пойдет о всех остальных. Эти «все остальные» – заказчики (спецслужбы, политики…), исполнители (журналисты, общественные организации…) и общество. Проблема усугубляется, если нужно убедить не чужое, а собственное общество, тогда коэффициент обратной связи увеличивается.


В качестве примера возьмем один из излюбленных способов убедить общество в необходимости устранить/применить решительные меры против субъекта – демонизация. Правительство, выступающее заказчиком, зачастую, пренебрегает тем, что через некоторое время ему на смену придет правительство, воспитанное в духе этой пропаганды. Обычно в качестве противоядия в «развитых» странах используется элитарная система воспитания будущих политиков. Но эта система практически совсем перестала работать в тот момент, когда интернет перекрыл информационные поля: оградить одно малое информационное поле (элитарного обучения) – от другого (большого мирового) стало не под силу даже лучшим специалистам по развитию общества. В результате  новые политики воспитываются на ложной информации и имеют ложное представление о мире и странах. Выходом, конечно, могла бы послужить противопоставление малого общества – большому. Но это приведет к усилению противопоставления элиты основной массе общества, а потому опасно вдвойне.
На сегодня мы уже имеем то, что имеем. Новоиспеченные политики «развитых» государств, воспитанные на пропаганде ненависти к определенным личностям и странам, стали неспособны к конструктивному диалогу даже в случае очевидного осложнения обстановки. В итоге развивающиеся страны,  которые ведут себя более объективно и прагматично, получают гораздо больше дивидендов от внешней кооперации (примером такого прагматизма могут служить не только гранды Азии, но и страны Латинской Америки).
Возвращаясь  к любимой игрушке «развитых » стран, ставшей особенно любимой после появления телевидения, радио и т.д. – к пропаганде – стоит остановиться на том, что она стала работать против них самих уже давно.
 «Первый звоночек» прозвучал максимально незаметно – маховик либерализации общества после Второй Мировой Войны, раскрутившийся за счет ослабления континентальной Европы, последнего оплота евроконсерватизма, к началу второй половины ХХ века привел к разложению общества на индивидуумов и превращению его в одно единое общество потребления. В итоге контроль над потреблением был утрачен самими политиками. Западное общество не то что не смогло – оно даже и не думало останавливать этот маховик. Таким образом, пропаганда, рассчитанная на массы, завладела политикой Запада в целом и перестала быть средством достижения результатов экономического роста, а стала полноценной идеологией, и уже политики стали заложниками идеологии потребления.  
«Второй звонок» – крах политики «мультикультурализма» – был хоть и поздновато, но официально признан. Хотя с корнями, причинами и следствиями никто даже не думает бороться до сих пор. О причинах такого явления можно говорить долго, но объяснить, как и почему машина пропаганды «мультикультурализма» была развернута против самих европейцев, сказать сложно. А самое ужасное, что это ведь европейские политики сами включили эту машину. Такого культурного мазохизма не видела ни одна цивилизация в мире.
Сегодня гремит «третий звонок». В то время как вся Европа (вскоре и США начнут) трещит по швам, экономический кризис съедает, поглощает страны, с точки зрения объективной логики политикам бы стоило задуматься над внутренними проблемами, а внешнюю риторику свести к добрососедству. Но нет, Запад оказался в плену пропаганды 50-тилетней давности.
Складывается впечатление, что, например, для Евроатлантики проблема Крыма гораздо важнее, нежели проблема дешевого юаня и, по сути, прямой утраты Западом своих рабочих мест из-за дешевого производства в Китае. Более того, это выглядит логично, если учесть, что Западная цивилизация мыслит послевоенными категориями.
США, Евросоюз и их друзья доигрались с пропагандой. Они запутались. Обратная связь настигла их в третий раз, но они до сих пор не поняли, что, играя в игры с обществом и общественным сознанием, ничего хорошего не добьешься. Они напоминают хирурга, который делает сам себе операцию. А в реальности выглядит это так: Европа продолжает давать пособие многодетным неработающим иммигрантам, а также спонсирует украинских фашистов, и в то же время обещает дать денег грекам только в том случае, если они урежут себе зарплаты и пенсии.
Агитмашина настолько впилась в западную политсистему, что ее отделение будет невероятно болезненной процедурой. И, скорее всего, будет стоит карьеры целым правительствам. Сегодня вся Евроаталантика напоминает тяжелобольного, который сидит на транквилизаторах местного (пропаганда по различным направлениям) и общего (печатный денежный станок) применения. Как и в случае с любыми обезболивающими, если не увеличивать дозировку, то эффект исчезнет.
Ситуация идет вразнос – чем хуже, тем больше нужно. Маккейн, Саманта Пауер, Кэтрин Эштон – проявление осложнения болезни. Очень сложно отказаться от пропаганды, которая легко пренебрегает правдой (особенно в свете масштабных экономических и социокультурных  катастроф) . Но, рано или поздно, это сделать придется. Самое страшное, что в такие игры с правдой заигрались не кто-нибудь, а наши соседи, соседи с ядерным ракетами…



Комментариев нет:

Отправить комментарий