Череда выборов, как не вспомнить выборы в Европе… типа, что
б Вам там гыкнулось, ыкнулось и тому подобные пожелания. Политикам хреновым…
До европейских выборов в Евросоюзе остается ровно месяц. Европейские выборы
пройдут с 22 по 25 мая 2014 года. В них примут участие 400 миллионов граждан
ЕС, которые должны выбрать 751 депутата европейского парламента, которые будут
представлять своих избирателей в течение следующих пяти лет. Заметим, что 400
млн. - это идеальная цифра. Обычно в странах-членах ЕС явка на европейские
выборы значительно ниже, чем на национальные выборы. В связи с этим
обстоятельством в Брюсселе решили в этом году сдвинуть проведение европейских
выборов с обычного срока - с июня месяца на май. В 2014 году Европейский парламент будет
избран в восьмой раз, начиная с первых прямых выборов в 1979 году.
Майские
выборы - это первые реальные выборы в Европейский парламент в истории
Евросоюза, которые будут иметь решающее влияние на выбор будущего главы
европейской исполнительной власти.
Одним из новшеств, введенных в соответствии с Договором ЕС
(пунктом 5 статьи 17 Лиссабонского договора, действующего с 1 декабря 2009
года), является положение о том, что при назначении следующего председателя Европейской комиссии государства-члены
должны будут "учитывать выборы в Европейский парламент".
Европейский парламент будет избирать председателя
Европейской комиссии из кандидатов, предложенных Европейским советом, который,
в свою очередь, учтет результаты европейских выборов. Это означает, что выбор
кандидата на должность председателя Еврокомиссии в конечном счете должен быть
одобрен новым составом Европейского парламента.
Председатель
Европейской комиссии, в соответствии с условиями Договора, должен быть
"избран" парламентом. Таким образом, избиратели в отдельных
государствах-членах ЕС окажутся в состоянии повлиять на выборы будущего главы
Европейской комиссии.
Брюссельский
наднациональный уровень власти в Европейском Союзе все более начинает
напоминать парламентские системы в государствах-членах ЕС. Подобное развитие
наднациональной власти Брюсселя будет способствовать бóльшей политизации
Европейского Союза, в частности, благодаря санкционированному избирателем
персональному олицетворению европейской политики.
Сегодня Европейский
парламент уже не является просто консультативным институтом. В этой связи в
Европе сейчас много говорится о своеобразном новом качественном
"переходе", поскольку принятые Лиссабонским договором положения
меняют общие правила игры.
Мартин Шульц - основной
кандидат на европейских выборах от европейских социал-демократов даже заявил о
"настоящей вехе в демократии". Новый европейский парламент постепенно
превращается в полноценный законодательный орган, принимающий решения вместе с
Европейским советом, в который входят представители стран-членов Евросоюза. Это
обстоятельство необходимо иметь в виду России.
Европейский
парламент избирался на основе всеобщего голосования с 1979 года. Но все эти
выборы с практической точки зрения их результата являлись более символическим
действием. Они создавали некую общую европейскую квази гражданскую
идентичность, и только. Безвластный статус Европейского парламента определялся
тем, что он не мог самого главного - влиять на национальные бюджеты
стран-членов ЕС. Теперь, в соответствии с последними новшествами Европейского
Союза, Европейская комиссия получила определенную степень контроля над
национальными бюджетами, а Европейский парламент может влиять на состав этого
верховного исполнительного органа Евросоюза. Означенные обстоятельства будут
способствовать укреплению демократической легитимности Брюсселя в принятии
решений в общем европейском процессе и, в конечном итоге, продолжению
европейской интеграции.
Впервые через
европейские выборы граждане смогут влиять напрямую на направление политики ЕС, представленной сейчас
в Европейском парламенте двумя основными силами: правоцентристами из "Народной партии" и
левоцентристами из социал-демократии. В связи с новой возможностью европейцы
смогут занять более четкую позицию по вопросу о будущем Европы. И это должно
проявиться через влияние на состав европейской исполнительной власти. Новый
порядок может повлиять на процесс развития европейской интеграции на основе
более четких политических альтернатив.
Вечером
в понедельник 28 апреля 2014 года в Маастрихте на базе местного университета
впервые в истории Евросоюза состоятся предвыборные дебаты между основными
претендентами - кандидатами на пост председателя Еврокомиссии от "Народной
партии" Жан-Клодом
Юнкером и от социал-демократов Мартином Шульцем. Экс-премьер
Люксембурга и экс-министр финансов этой страны Юнкер был отмечен в Европе в
эпоху финансового кризиса своей умелой деятельностью на посту председателя
еврогруппы - Европейского совета министров финансов стран еврозоны. Юнкер
сейчас пользуется огромным авторитетом в Брюсселе и ведущих европейских
столицах. Его кандидатура на пост председателя Еврокомиссии была одобрена
канцлером Германии Ангелой Меркель. Именно
Юнкер является фаворитом предстоящих европейских выборов. Его соперник -
германский социал-демократ Мартин Шульц до последнего времени работал
председателем Европейского парламента. Что касается других политических
транс-европейских групп, то либералы выдвинули в качестве своего лидера бывшего
премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадта, а Зеленые -
33-х летнюю немку из Восточной Германии Ска Келлер.
"Европейские левые", в свою очередь, избрали главой героя греческого
кризиса - председателя греческой партии "Сириза"Алексиса Ципраса.
Однако
повторимся, что реальные шансы на пост председателя Европейской комиссии имеют
лишь два лидера - от "Народной партии" и от "Партии европейских
социалистов" Юнкер и Шульц.
В
сравнении с Шульцем, Юнкер является более выдающимся политическим деятелем
своей страны и Европы. Сейчас он заранее обещает сформировать Европейскую
комиссию под своим руководством из политиков, а не из чиновников бюрократов,
как это практиковалось ранее. Подобное обстоятельство означало бы дальнейшую
политизацию наднационального уровня управления Евросоюзом.
По
исследованию общественного мнения европейцев группой Pollwatch, "Народная
партия" - этот своего рода "интернационал" европейских
национальных правоцентристских партий, может получить на предстоящих выборах
217 мандатов в Европейском парламенте. "Партия европейских
социалистов" - 208. Другие прогнозы начала апреля 2014 говорят о ситуации
равновесия между "Народной партией" и "Партией европейских
социалистов". Как бы там ни было, но будущие европейские выборы обещают
напряженную борьбу между этими двумя главными силами в Европейском парламенте,
при том условии, что "Народная партия" имеет явно предпочтительные
шансы в крупнейших странах Евросоюза: Германии, Франции, Испании и Польше.
Казалось,
в связи с новым положением о связи европейских выборов с определением
исполнительной власти Евросоюза, они формально перестают, как это было всегда
раньше, быть просто спором между про- и антиевропейскими силами в ЕС.
Однако
на выборах 2014 года этого не случится. По отношению к ЕС граждане и избиратели
государств-членов традиционно подразделяются на "евроэнтузиастов",
"еврокритиков" и "евроскептиков". Если в начале 2009 года
доверие к ЕС испытывали 47% европейцев, то сейчас эта цифра снизилась и
составляет всего 31%. По отношению к европейским выборам у европейцев всегда
присутствовало ощущение, что они никак не могут повлиять на принятие тех или
иных решений на уровне Евросоюза. Сейчас эти представления лишь усилились.
Согласно опросам, 66% избирателей в европейских странах полагают, что их голоса
в ЕС не играют никакой роли. Во всех странах, кроме Дании, таких людей
оказалось большинство. Таким образом, у "евроскептиков" имеется
большое количество потенциальных избирателей на предстоящих европейских
выборах. Например, в Италии уровень евроскептицизма на предстоящих европейских
выборах может достичь отметки 50% - это, если мы сложим вместе голоса
проявляющих различный уровень евроскптицизма "Движения пять звезд" Беппо Грилло (M5S) и
Forza Italia Берлускони с Лигой Севера и другими небольшими правыми партиями.
По-видимому, это будет самый высокий уровень евроскептицизма по результатам
европейских выборов в ЕС. Сейчас в европейской избирательной кампании именно
Лига Севера заняла самую крайнюю позицию против ЕС со своим лозунгом
"Basta Euro" - "Прощай евро". Лига Севера в избирательной
кампании представляет себя в качестве итальянского напарника французского
Национального фронта (FN) Марин Ле Пен. Отметим и то
обстоятельство, что 53% итальянцев, по данным местного опроса, не считают себя
гражданами ЕС. Таким образом, в Италии налицо и проблемы с общеевропейской
идентичностью у итальянцев.
Кандидат
на пост председателя Европейской комиссии от "Народной партии" Жан Клод Юнкер сейчас
предрекает, что антиевропейские радикалы на предстоящих выборах в Европейский
парламент могут получить до 25% голосов. Здесь надо иметь в виду, что возможный
результат в 30% является высшим возможным потолком для
"евроскептиков" в будущем европейском парламенте. Однако тут надо
учитывать и то обстоятельство, что подобный итог на предстоящих европейских
выборах никак не повлияет на общий расклад сил в Европейском парламенте, в
котором решающую роль по-прежнему будут играть "Народная партия" и
социал-демократы при некотором участии либералов и замечаниях-репликах от левых
и зеленых. Дело в том, что современный правый лагерь не консолидирован, а его
евроскептицизм на национальном уровне является лишь одним из аспектов программ
ее партий. Поэтому получается, что британская Партия независимости Соединенного
Королевства (Ukip) Найджела Фараджа,
например, не имеет ничего общего с французским Национальным фронтом (FN) мадам
Ле Пен, правда, за одним единственным исключением. UKIP и FN не имеют
серьезного представительства в своих национальных парламентах.
Все
партии евроскептиков имеют разные стратегические интересы. Так, например,
нидерландская Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса и британская
Партия независимости Соединенного королевства Найджела Фараджа озабочены
проблемой мигрантов в своих странах. Германская партия "Альтернатива для
Германии" (AfD) основную проблему видит в наличии единой валюты евро.
Председатель AfD Бернд Лукке уже высказал сомнения в
перспективах сотрудничества своей партии с британской Ukip по причине
враждебного отношения последней к мигрантам. "Истинные финны" Тимо Сойни (впрочем, как и
германская AfD) недовольны активной финансовой поддержкой слабых стран юга
Европы. Венгерская Jobbik из Центральной Европы обеспокоена проблемой
эксплуатации Венгрии финансовыми учреждениями и промышленными концернами из
Старой Европы.
Евроскептицизм
правых в ЕС не консолидирован на единой позиции. Поэтому здесь надо понять, что
силы "евроскептиков" в будущем Европейском парламенте вряд ли смогут
создать в нем единый блок. Для создания фракции в Европейском парламенте
требуются минимум 25 депутатов из семи стран. Итак, проблемой
"евроскептиков" в будущем Европейском парламенте станет способность
сформировать хоть какую-нибудь фракцию, которая смогла бы стать центром
притяжения для сил всех внутренних противников Евросоюза. Правда, нельзя не
признать, что само будущее присутствие представителей этих партий в Европейском
парламенте является их относительным успехом на европейских выборов, поскольку
может подтолкнуть другие основные партии в Европарламенте занять близкую к
"евроскептикам" позицию по отдельным вопросам.
Общий характер
европейских выборов, как голосование pro et contra Европейского Союза, имеет
еще и сугубо национальное значение. Европейские выборы ведут к иной
конфигурации очередности партий в своих странах по сравнению с итогами
национальных выборов.
Интрига предстоящих европейских выборов в
Великобритании - сможет ли Ukip Найджела Фараджа оказаться первой в ряду
британских партий, опередив правящих в стране консерваторов. Такое вполне
возможно. Точно так в случае с Италией M5S Беппо Грилло обещают на европейских
выборах второе место в Италии (прогноз 27,4%) после PD премьера Маттео
Ренци (прогноз 32,5%). Аналогичным образом, опередив социалистов,
венгерские Jobbik смогут стать вторыми после правящей правоцентристской партии
Fidesz Виктора Орбана.
Однако евроскептицизм -
парадоксальная вещь в Европе.
Возьмем,
к примеру, Испанию с ее тяжелым уже пятилетним кризисом, хронической
безработицей в 27%, а среди молодежи - более 50%. Подобное обстоятельство никак
не отражается на политическом партийном евроскептицизме в этой стране на
европейских выборах. Аналогичным образом дела обстоят и в кризисной Португалии.
Похоже, что специфика движения этих стран в свое время в Европейский Союз
повлияла на подобный расклад на европейских выборах. Получается, эти страны
были счастливы обменять у себя формальный аппарат правой диктатуры на
формирующуюся наднациональную и недемократическую систему Европейского Союза в
Брюсселе.
Что
касается современных кризисных событий на востоке от Евросоюза - конфликта на
Украине, то он зримо повлиял на настроения местных избирателей на предстоящих
европейских выборах лишь в одной единственной стране - Польше. Согласно
результатам опроса TNS Polska, опубликованным 6 апреля 2014 года, 27% польских
избирателей на предстоящих европейских выборах собираются проголосовать за
правящую правоцентристскую партию "Гражданская платформа" Дональда Туска (PO) и
26% - за правоконсервативную партию "Право и справедливость" (PiS) Ярослава
Качиньского. Украинский кризис позволил правящей партии Туска
переиграть оппозицию, которой PO несколько уступала в поллах до кризиса.
Сильная реакция правительства на украинские дела заметно изменила тенденцию в
опросах в Польше.
"Гражданской
платформе" удалось сдвинуть кампанию европейских выборов в Польше с
внутренних проблем в область внешней политики, где "Гражданская
платформа", благодаря Туску и Сикорскому, чувствует себя сильнее. Оппозиция сейчас
обвиняет премьера Туска в намеренном запугивании избирателей угрозой войны.
Так, мы помним, что в одном из своих выступлений премьер-министр Туск даже сказал,
что мы, т. е. правительство, не знаем "будут ли дети ходить в школу этой
осенью". Чувство виртуальной военной угрозы гасит реальный евроскептицизм
в Польше на европейских выборах 2014 года.
Европейская
редакция ИА REGNUM
Комментариев нет:
Отправить комментарий