суббота, 29 марта 2014 г.

Фигня война, главное маневры. ДИПВЫКРУТАСЫ – 2.

Публикация на портале Iran.ru., вызвала реакцию, что дескать, все,  пиши пропало…
Не так страшен черт, как его малюют…

...США и СА готовят крупнейшую сделку против России и Ирана (Комментарий Iran.ru)...
...THE GUARDIAN: ОСТАНОВИТЬ РОССИЮ МОЖЕТ ТОЛЬКО САУДОВСКАЯ АРАВИЯ...
...По правде говоря, я не во всем согласен с приведенным комментарием. Иран.Ру - заинтересованный источник, рассматривающий ситуацию в первую очередь с точки зрения Ирана. И уже поэтому вынужден упрощать взгляд до системы опознавания "свой-чужой". (Эль Мюрид)...

...Саудовская Аравия и так достигла пика добычи, приблизившись к 10 млн. баррелей в сутки, но вынуждена была снизить потуги, так как дальнейшее увеличение предполагает колоссальные капиталовложения. (Александр Варяг)...



28 марта 2014
Начинающийся сегодня визит Барака Обамы в Саудовскую Аравию обернется масштабной сделкой. Как бы ни увиливали официальные американские представители от прямых вопросов о повестке переговоров американского президента с саудитами, уже сейчас ясно, что предметом обсуждения станут вопросы по Украине, Сирии и о совместных шагах в «игре на понижение» цен на энергоносители. А из этого с неизбежной логичностью следует вывод, что сделка эта будет направлена против России и Ирана.
Поддержка Обамой государственного переворота на Украине, обернувшаяся серьезным поражением Запада, диктует Вашингтону настоятельную необходимость срочной мобилизации всех своих союзников для противостояния наметившейся оси Москва - Тегеран - Пекин. Причем, Москва в этом противостоянии сегодня выступает не только от себя, но и от лица Таможенного Союза, который, вопреки прогнозам скептиков, обретает все более реальные очертания. События в Крыму открыли американскому истеблишменту новую и неприятную реальность. Россия не поддалась шантажу и давлению, а обещания Западом скорого наказания оказались блефом, поскольку финансовых и политических ресурсов для осаживания «зарвавшегося Кремля» у США и их союзников по НАТО не оказалось.

Вполне логичным в этой ситуации выглядит решение Белого дома срочно восстановить отношения с теми основными партнерами, с которыми в последнее время откровенно не складывалось. И не потому, что у Эр-Рияда и Вашингтона были разногласия в стратегических подходах к тем или иным международным проблемам. На самом пике охлаждения, когда стороны обменивались весьма жесткими обвинениями, ни на один цент не было сокращено военное сотрудничество двух стран, ни на один день не было прекращено сотрудничество разведывательных служб в тайной войне, которую и США, и Королевство ведут против Ирана и Сирии. Так что «милые бранятся – только тешатся», но сегодня наступает момент, когда даже мелкие разногласия следует отставить в сторону и единым фронтом выступить против своих геополитических противников – Москвы и Тегерана.
Официальные представители Белого дома намеками говорят о том, что Обама везет в Эр-Рияд целый пакет предложений по укреплению стратегического партнерства, который называется «Новые перспективы». Что в нем, в этом пакете? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, какие общие угрозы видят для себя Вашингтон и Эр-Рияд.

Изолировать Иран и выгнать Россию с Ближнего Востока

Именно так, без излишней скромности именуется главная стратегическая задача, которую ставят для себя США и саудиты. Время, когда Вашингтон не охотно, но соглашался на участие России в ближневосточном процессе с неопределенным для Москвы статусом «ко-спонсора мирного урегулирования», закончилось, и закончилось сразу же после референдума в Крыму. Республиканцы и объединившиеся с ними «ястребы» из Демократической партии, ожесточенно критиковавшие Обаму за нерешительность в сирийском вопросе, после Крыма окончательно утратили остатки адекватности и требуют любой ценой только одного − реванша. Ударить можно по трем направлениям: нанести поражение в Сирии, после чего весь Левант перейдет под американо-саудовский контроль. Поддержать «молодую демократию» в Киеве, руководство которой за финансовую помощь, позволяющую удержаться у власти, сделает Украину форпостом антироссийской деятельности в Восточной Европе. Играть «на понижение цен» на энергоносители, которое станет серьезным ударом по бюджету России, и добиться существенного сокращения объёмов потребления Западом российских нефти и газа.

Ни на одном из этих направлений Обаме без Эр-Рияда не обойтись, и он из кожи вынужден будет вылезти, чтобы добиться согласия саудитов поддержать его усилия на Украине и принять участие в «игре на понижение».Вашингтон уже, без официального объявления и шумихи, максимально далеко пошел в удовлетворении гегемонистских устремлений Саудовской Аравии. Система «войн по доверенности», когда стратегическим партнерам Вашингтона предоставляется полная «свобода рук» в обмен на решение в интересах США региональных задач, расцвела при Обаме пышным цветом, и Эр-Рияд получил столько «доверенностей», сколько не имеет ни один из других американских союзников. Именно Эр-Рияду предоставлено право выстраивания особых отношений с Египтом после свержения правительства Мурси. На бесчинства династии в Бахрейне и в Восточных провинциях Саудовской Аравии против шиитов Запад полностью закрыл глаза. Ни слова возражения не услышали саудиты по поводу затеянной ими операции по «укрощению» Катара и разгрому «братьев-мусульман». Доверие Вашингтона простерлось столь далеко, что Белый дом подпустил Эр-Рияд к наиболее щепетильному и болезненному для себя вопросу – израильско-палестинскому урегулированию, «поручив» саудовцам работу с Иорданией, которой отводится особая роль в новой схеме решения палестинского вопроса.

Свергнуть Асада и «взять Тегеран на поводок»

Но Эр-Рияду всего этого мало, он хочет большего, а именно – победы над Асадом. Все, что предлагают саудитам США – от ПерсоПРО, программ перевооружения и гегемонии в исламском мире от Магриба до Пакистана – им, саудитам, очень нравится. Но при этом нет ответа на главный вопрос: «Как остановить рост влияния Ирана и шиитское «Пробуждение» в мире?» Без ответа на этот вопрос все предложения США, все заверения их в дружбе и тесном сотрудничестве значения не имеют, поскольку без решения этого вопроса династия обречена. И обречена не просто на утрату власти. Так на Востоке не бывает. Она обречена на физическое уничтожение, причем первыми ударят именно «ближние», другие претенденты на лидерство: от катарского эмира Тамима бин Хамада до братьев-мусульман и разного рода шейхов-ваххабитов.

Для того, чтобы этого не случилось, династия должна по-прежнему доказать свою состоятельность остальному мусульманскому миру. Проще говоря – ей нужна победоносная война, и Сирия подходит для этого как нельзя лучше. Взятие Дамаска станет для Эр-Рияда тем самым ценным призом, который и укрепит его позиции лидера среди арабских государств, и позволит беспрепятственно реализовывать дальнейшие региональные проекты – от создания иордано-палестинской федерации до формирования антишиитской лиги от Аравийского полуострова до Пакистана.
Дамаск, о чем зачастую забывают, приз не только политический, но в первую очередь – экономический. Имея уникальное географическое положение, Сирия может сыграть ключевую роль в поставках газа и нефти в Европу. Соглашение о строительстве магистрального газопровода Иран − Ирак − Сирия было подписано сторонами еще в июле 2012 г. Дело в том, что Сирия стала главным препятствием на пути реализации проекта строительства газопровода с катарского Северного месторождения в Европу, что позволило бы еще одному игроку Катару нанести удар по Газпрому, а значит и России путем резкого увеличения газовых поставок дешевого катарского газа в Европу. Дамаск в силу разных причин не давал согласия на прокладку газопровода из Катара через свою территорию в Турцию и на Средиземноморское побережье для дальнейшего транзита в Европу. Пока Башар Асад у власти, невозможно строительство магистрального газопровода на сирийское побережье Средиземного моря из Катара. Естественно, что только этой причины было вполне достаточно для Дохи поддерживать агрессию против Дамаска и делать все возможное для свержения Асада. Агрессивная позиция Катара в борьбе за рынки газа нашла полное понимание в США, также стремящихся остаться «главным контролером» цен на энергоносители.
То, что Газпром при подобных раскладах полностью потеряет зарубежные рынки, совершенно очевидно. А вслед за проблемами Газпрома начнутся проблемы бюджета России, расплачивающейся за годы полной бездеятельности в вопросах отказа от «нефтегазовой иглы». Эксперты в сфере энергетики еще в 2009 - 2010 годах просчитали, что если к власти в Сирии придут сунниты вместо алавитского режима Башара Асада, то газопровод Катар − Саудовская Аравия – Иордания – Сирия − Турция будет построен немедленно, что влечет за собою огромные финансовые и политические риски для России, газ которой с катарским конкурировать не может в силу крайне низкой себестоимости последнего.

В стремлении Катара «забегать вперед» США и Саудовской Аравии, идти на заключение антиасадовского пакта с самыми отъявленными и отмороженными из исламских радикалов присутствует вполне понятное разочарование Дохи нерешительными, по ее мнению, действиями Вашингтона и Эр-Рияда в «окончательном решении сирийского вопроса». В этом же обстоятельстве причина того, что династия саудитов серьезно опасается Катара, поскольку движимый потерей планировавшихся доходов, разуверившийся в лидерских качествах королевской династии молодой эмир может пойти на любую акцию для свержения саудитов. Попытки Катара наладить диалог с Ираном – из того же порядка, из стремления Дохи действовать самостоятельно, не питая иллюзий о том, что Эр-Рияд будет делать что-то во благо остальных своих партнеров по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива. Эта позиция Катара, который далеко не одинок в своем недовольстве саудитами, еще один повод для королевской династии стремиться к победе над Дамаском и требовать от Вашингтона перейти даже любой ценой последнюю черту в поддержке сирийских мятежников.
Дело за малым – за согласием США на все остальные виды помощи сирийским мятежникам, в частности на поставки тяжелых вооружений и зенитно-ракетных комплексов, что сведет на нет превосходство сирийских правительственных войск в огневой мощи и в господстве в воздухе, то есть изменит военный баланс в пользу «вооруженной оппозиции». Ну, а дальше – все по накатанной схеме, которая уже неоднократно прорабатывалась на всевозможных совещаниях: создание бесполетной зоны возле турецкой или иорданской границы, превращение этой зоны в оплот боевиков, «закачка» туда вооружений и – марш на Дамаск.
С падением Сирии Иран будет вынужден перейти к стратегической обороне, а это Эр-Рияд вполне устроит, поскольку поводов для затягивания кольца блокады вокруг Тегерана у «международного сообщества» всегда найдется более чем достаточно. За обладание таким призом Эр-Рияд готов платить «по запросу». Пятнадцать миллиардов, столь необходимых Обаме для поддержки «молодой украинской дипломатии»? Временные финансовые издержки от участия в войне на понижение цен? Эр-Рияд «отобьёт» эти деньги чуть позже, пользуясь изоляцией Тегерана и России.
*************
Американский истеблишмент буквально тычет Обаму носом в очевидное и настаивает: «Западу нужно найти способ навредить Путину, не навредив при этом Америке. И такой способ есть. Надо убедить Саудовскую Аравию сделать за Запад всю грязную работу. Такой прецедент есть. Разгневанные советским вторжением в Афганистан в 1979 году саудиты открыли нефтяные вентили, что привело в середине 1980-х годов к снижению мировых цен на нефть до 20 долларов за баррель (в сегодняшних ценах). Сегодня достаточно намного меньшего понижения – с нынешних 107 долларов за баррель где-то до неполных 90 долларов – и России будет нанесен огромный финансовый и экономический ущерб. У американского президента есть все шансы превратить свою поездку в Королевство в один из крупнейших успехов американской дипломатии на Ближнем Востоке после череды провалов, взять реванш за Крым. Кровь, которая неизбежно прольется в результате этой сделки, спишут на «издержки установления демократии». И как это все знакомо, как это все не впервой…


Эль Мюрид:

По правде говоря, я не во всем согласен с приведенным комментарием. Иран.Ру - заинтересованный источник, рассматривающий ситуацию в первую очередь с точки зрения Ирана. И уже поэтому вынужден упрощать взгляд до системы опознавания "свой-чужой".
В самой Саудовской Аравии есть разные взгляды как на противостояние с Ираном, так и на сотрудничество с США. Саудовский истэблишмент (не только правящая династия, но и приближенные к ней кланы) усвоил один из важнейших уроков Арабской весны - Соединенные Штаты с легкостью сдают и предают своих ближайших союзников - а уж Саудовская Аравия всегда была бельмом на глазу у американской демократии. И хотя бы поэтому безоглядно бежать на зов Обамы желающих совсем немного. Причем именно Обама в глазах династии Саудов является предельно подозрительным типом, который резко изменил тридцатилетнюю политику США на жесткое противостояние с Ираном. Как партнер, Обама выглядит весьма ненадежно.
Для кланов, ориентирующихся на противников Обамы республиканцев, он тоже противник. Для клана короля и его союзников, которые готовы сотрудничать с Америкой во имя сохранения системы безопасности Королевства, его странные шаги по сближению с Ираном скорее отталкивают и вынуждают искать подвох, чем идти на сотрудничество.
Тем более, что речь идет ни много ни мало, а о реальной войне руками Саудовской Аравии и за счет Саудовской Аравии. Сбросить цену на нефть возможно - и это, конечно, нанесет ущерб России. Только и сама Саудовская Аравия понесет убытки - весьма немалые. Ряд важных программ придется либо закрыть, либо заморозить, ряду программ - урезать финансирование. В ситуации, когда Иран быстро начинает наращивать свои усилия по добыче нефти, запускает газовую программу, готовится к запуску очень крупной энергетической программы с использованием атомной энергии и строительства новых ядерных энергоблоков - в таких условиях тормозить свое развитие во имя интересов США - не самое мудрое занятие.
Уже поэтому никто не будет ждать с открытым ртом откровений от Обамы и не будет ловить его обещания. Вряд ли Саудовская Аравия пойдет на конфронтацию с Россией, Ираном, Ираком просто потому, что ее об этом попросит друг Барак. Особенно если учесть, что никакой он не друг.
Но - какие-то шаги навстречу король Абдалла будет вынужден делать. Какие - неизвестно. Боюсь, что открыто о них, учитывая закрытость и специфику саудовской международной политики, много не скажут. Но рассчитывать на какой-то прорыв Обаме точно не приходится.


Александр Варяг :





Комментариев нет:

Отправить комментарий