понедельник, 11 августа 2014 г.

Россия - Запад: геополитические риски и шансы вокруг "большой нефти" Курдистана

Россия закрепляет и развивает инициативу в иракском Курдистане и на Ближневосточном регионе в целом. По СУТИ – потоки Курдистанской нефти и Иранского газа… совсем в недалеком будущем будут определять политический ландшафт всего ближнего востока. И куда Россия направит потоки ?
Оптимальный вариант – замкнутm его на курдов Ирака, Турции и Сирии, с разветвлением через Турцию на Европу, и через Сирию на Египет и туже Европу… оказывая давление и на Турцию и Израиль… Особенно на Турцию. С экономическим укреплением курдов… и возможностью перенаправлять потоки с достижением конечного потребителя – Европу и Египет…
Да и транзит Сирии – весомое подспорье восстановления экономики после окончания войны после нее.
При таких раскладах на первое место выходят события в районе Голанских высот и Бейруте. Ливанские и Сирийские порты… лакомый кусок для инвесторов всего мира.
Теперь проясняется нежелание Хамаса иметь порты в Палестине.  Им то и в Ливане они будут как кость в горле. Экономическая стабильность – это конец радикализма… Нет? ПОСЕМУ, ВЕРОЯТНО,  СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ОБОСТРЕНИЯ В ЛИВАНЕ…




Россия ответила на североамериканские и европейские санкции вводом ограничительных мер на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран Евросоюза, Норвегии, Австралии, Канады и США. Конфронтация с Западом, тем самым, перешла на новый уровень, с включением взаимного инструментария санкций. Полномасштабная торговая война пока не значится в повестке оппонентов, но тенденция на обострение ситуации налицо.
Острие западных санкций направлено на те отрасли российской экономики, которые поставляют на мировые рынки конкурентоспособную продукцию. Это, прежде всего, изделия военно-промышленного комплекса, а также технологическое оборудование, используемое при добыче минерального сырья. Запрет на поставку западных технологий и оборудования для ведения работ на нефтяных и газовых месторождениях своей мишенью выбрал энергетические проекты с российской пропиской. Тем самым, пока остаётся место для кооперации российских энергокорпораций с западными партнёрами в зарубежных нефтегазовых консорциумах. Востребованность подобных проектов для восстановления в будущем полномасштабного сотрудничества России с США, Канадой, странами ЕС и Японией, включившими против Москвы режим санкций, сложно переоценить. В сплошной ленте негативных новостей последних дней в торгово-экономическом разрезе отношений россиян с западными контрпартнёрами, всё же промелькнули некоторые обнадёживающие сообщения.

Компания "Газпром нефть" начала бурение первой поисковой скважины на блоке "Shakal" в Иракском Курдистане, а также пообещала в ближайшее время приступить к аналогичным работам и на втором участке бурения. Информация об этом от пресс-службы компании поступила на неоднозначном этапе не только отношений Москвы с западными столицами. Северный Ирак уже третий месяц находится в зоне повышенной экстремистской активности исламских радикалов. Группировка "Исламское государство" провозгласила на части иракских территорий образование "халифата" и развернула против центрального правительства в Багдаде и региональной курдской автономии в Эрбиле интенсивные военные действия. Бои идут вплотную к границам Иракского Курдистана, обозначилась даже угроза для столицы региона, о чём заговорила американская администрация, заявившая о намерении поддержать курдские формирования "пешмерга" ударами с воздуха.

Материалы по теме:

·         В СЕКТОРЕ ГАЗА НАЧАЛОСЬ НОВОЕ 72-ЧАСОВОЕ ПЕРЕМИРИЕ...

Геополитические риски для представленных в регионе зарубежных корпораций оцениваются как весьма высокие. Но "большая нефть" Курдистана, предложенные правительством в Эрбиле выгодные условия разработки месторождений, притягивают сюда повышенное внимание крупного бизнеса. А также заставляют искать пути к продолжению сотрудничества в условиях западных санкций против России. Дело в том, что подрядчиком для бурения первой скважины на блоке "Shakal" российская компания выбрала канадскую "Grey Wolf", как сказано в пресс-релизе "Газпром нефти", имеющую большой опыт работы в регионе. Согласно соглашению о разделе продукции (СРП), "Газпром нефть" берёт на себя 100% расходов по освоению блока, взамен получая 80% добытого сырья. Старт коммерческой эксплуатации блока эксперты прогнозируют на 2015 год с выходом на уровень ежегодной добычи в 2 млн. тонн нефти к 2020 году.
Между российским и канадским бизнесом в Иракском Курдистане намечается ещё одна точка перспективной кооперации. Помимо блока "Shakal", "Газпром нефть" имеет долю и в блоке "Garmian", компанией-оператором которого является канадская "Western Zagros". На блоке "Garmian" запасы нефти на порядок выше физических показателей блока "Shakal", где ведущим оператором значится "Газпром нефть". По данным на август текущего года, соотношение геологических и извлекаемых запасов на блоке "Shakal" составляет соответственно 257 и 51 млн. тонн, на "Garmian" - 453 и 122 млн. тонн.
Согласно СРП, "Газпром нефть" берёт на себя 50% затрат и сменит компанию "Western Zagros" в качестве оператора после начала эксплуатации скважин, что должно произойти в следующем году. Потенциальный уровень добычи нефти на блоке "Garmian" составляет от 30 до 50 тыс. баррелей в сутки. Доля российской компании в добыче составит 40%. Для сравнения, недавно из региона боестолкновений исламских радикалов с иракцами и курдами сообщалось о захвате боевиками двух скважин с ежедневной выработкой нефти в 30 тыс. баррелей. Это достаточно внушительный объём добычи, позволяющий выйти на высокий уровень рентабельности извлечения жидкого углеводорода.
Аналитики отмечают, что условия СРП канадской "Western Zagros" в Курдистане являются относительно более выгодными, чем у других операторов проектов в регионе, и приобретение "Газпром нефтью" доли компании в блоке "Garmian" было бы логичным. Российская компания оценивает собственные инвестиции в проекты по добыче нефти в Курдистане не менее чем в $1 млрд. до 2015 года. Это большие деньги, которые выдвигают вопрос о защищённости инвестиций от геополитических рисков, а также от возможных изменений в конъюнктуре западных санкций против России. В сотрудничество с канадскими фирмами в Иракском Курдистане также заложен определённый риск. Впрочем, равно как и вероятность, что официальная Оттава впредь будет весьма взвешена при ужесточении ранее введённых с её стороны санкций против Москвы.
С событиями вокруг Украины Канада ввела несколько пакетов санкций. Их корпоративный сегмент затронул "Газпромбанк", "Внешэкономбанк", компанию "Новатэк", концерны "Алмаз-Антей" и "Калашников". По словам премьер-министра страны Стивена Харпера, канадское правительство "действует в тесной координации" с Вашингтоном и Брюсселем. Роль влиятельной украинской общины Канады на принятие местными властями недружественных в адрес Москвы шагов известна. Российские эксперты в связи с этим отмечают, что правящие ныне в "стране кленового листа" консерваторы имеют особенность разделять внешнеполитические установки США. Второе обстоятельство связано с внутренней спецификой Канады, поскольку это многонациональное государство, там есть и украинская диаспора, которая исчисляется более одним миллионом граждан. Канадские украинцы обладают серьёзным политическим влиянием в парламенте страны. Причём, основной стержень украинского населения Канады - это так называемые "западенцы" (оценка заведующего отделом Канады Института США и Канады РАН Василия Соколова). В сумме это даёт эффект приверженности правительства Харпера действиям в противовес России и в унисон со своими партнёрами по НАТО.
Но курдская нефть может сгладить острые углы в российско-канадских отношениях, по односторонней инициативе Оттавы принявших в последнее время санкционную тональность. "Большая нефть" Курдистана сама по себе стала важным региональным фактором в общей канве событий на Ближнем Востоке и за его пределами. Дабы привлечь на свой рынок зарубежные компании и создать благоприятный фон для собственного продвижения на пути к государственной независимости, правительство в Эрбиле готово предоставлять заинтересованным бизнес-субъектам режимы наибольшего благоприятствования. Курды даже не прочь идти на значительные ценовые издержки в продаже своей нефти в обход центрального правительства в Багдаде, лишь бы привлечь симпатии влиятельных держав.

Двумя ведущими потребителями нефти с месторождений северного Ирака, контролируемых региональным правительством курдов, выступают Турция и Израиль. Пока американцы разворачивают танкеры с нефтью из Иракского Курдистана, под давлением Багдада отказываясь вступать в прямые сделки с иракскими курдами, её стали охотно приобретать, например, в Израиле.

В середине июня текущего года в израильском порту Ашкелон причалил танкер "Altai", перевозивший 1 млн. баррелей курдской нефти из турецкого порта Джейхан. По данным агентства Bloomberg, сырьё продавалось в Израиль за полцены.

Отношения России с ведущими западными странами, участниками "Большой восьмёрки", изрядно подпорчены. Тем не менее, ничего необратимого не произошло. Стороны санкционного противостояния обменялись взаимными ударами, но не перешли точек невозврата. В дееспособном состоянии ещё остаются важные сферы взаимовыгодного сотрудничества, одна из которых ныне представлена в Иракском Курдистане. Нефть иногда может не только разъединять, но и сближать.

Особенно в периоды насущной необходимости противостоять общим угрозам и вызовам. "Исламский халифат" в Ираке и Сирии, который уже норовит распространиться на Ливан, не входит в планы ни одной ответственной державы мира. Но сейчас большая часть из них занята "разбрасыванием санкций". Время же для их "собирания" непременно настанет.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM



Комментариев нет:

Отправить комментарий