Самолет
"Боинг-777" компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам —
Куала-Лумпур, разбился сегодня на территории Украины в 60 км от границы с
Россией.
На
борту находилось 280 пассажиров и 15 членов экипажа. По предварительной
информации, все пассажиры погибли. Самолет потерпел крушение в 60 километрах от
российской границы на высоте около 10 километров, в результате чего упал в
районе пункта Грабово. Самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур (Малайзия).
Как
сообщает ряд источников, воздушные суда на высоте более 10 тыс. м могут быть
поражены только оружием типа С-200, С-300 или "Бук". Также
рассматривается возможность того, что самолет мог быть атакован с воздуха.
Данная
трагедия привлекла к себе внимание всех участников конфликта вокруг Украины, и
именно от результатов расследования будет зависеть дальнейшее развитие
ситуации, в том числе и взаимоотношение России и стран Европы. "Вести
Экономика" подготовили сведения о ряде аналогичных трагедий, когда в
результате атаки вооруженных сил были сбиты пассажирские самолеты.
ТУ-154М.
ТЕЛЬ-АВИВ - НОВОСИБИРСК
Самолет
был поражен на высоте 11 тыс. метров украинской ракетой С-200.
4
октября 2001 г. самолет Ту-154М авиакомпании "Сибирь" был сбит
украинской ракетой, которая атаковала борт, перепутав его с учебной целью.
Ракета была выпущена в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных
учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
Первоначально
рассматривались две версии: теракт и технические неполадки, однако, после того
как эксперты ЦРУ опубликовали информацию о том, что над акваторией Черного моря
проводились запуски ракет, в том числе совпадавшие со временем катастрофы
самолета, основной версией стало случайное попадание ракеты.
После
столь широкого обнародования информации об учениях представители Минобороны
Украины, сначала утверждавшие, что учения не состоялись, подтвердили факт
проведения украинскими и российскими военными учебных стрельб на полигоне 31-го
исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе
Опук: в присутствии делегаций 7 государств наземные зенитно-ракетные комплексы
С-200, С-300, С-125, комплексы "Бук", "Куб", украинские корабли
фрегат "Сагайдачный" и корвет "Луцк", а также корабль ЧФ РФ
"Пытливый", оснащенные зенитно-ракетными комплексами "Оса",
принимали участие в стрельбах по беспилотному самолету-разведчику Ту-143,
известному как мишень "Рейс". В общей сложности по целям было
выпущено 23 ракеты.
"БОИНГ-727".
ТРИПОЛИ–АЛЕКСАНДРИЯ
Самолет
был поражен на высоте 6 тыс. метров израильскими истребителями F-4E Phantom II.
21
февраля 1973 г. на Синайском полуострове в окрестностях города Исмаилия в
результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел катастрофу Boeing
727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines.
Самолет
при подлете к Каиру попал в пыльную бурю, что вынудило пилотов ориентироваться
только по приборам. После связи с аэродромом посадки было обнаружено, что борт
отклонился на юг примерно на 70 км. В результате ливийский борт оказался над
территорией Синайского полуострова, занятого в то время Израилем. Самолет был
засечен израильскими радарами, и уже через пару минут в воздух были подняты два
истребителя F-4E Phantom II.
Израильские
летчики попытались связаться с экипажем ливийского самолета, но связь не
работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак
следовать за ними, а один из истребителей даже запустил предупредительную
ракету. Однако ливийский самолет продолжил лететь в сторону Александрии.
Израильские истребители атаковали самолет. Поврежденный борт принял решение
экстренно садиться. Приземлившись на холмистую местность, машина получила
повреждения, разломилась и загорелась. Выжить удалось лишь нескольким
пассажирам.
"БОИНГ
747". НЬЮ-ЙОРК — СЕУЛ
Самолет
был сбит истребителем Су-15 на высоте 9 тыс. метров.
1
сентября 1983 г. пассажирский "Боинг 747" южнокорейской авиакомпании
Korean Air Lines нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над рядом
советских военных объектов, после чего был сбит. При крушении погибли 246
пассажиров и 23 члена экипажа.
Причиной
для атаки стал тот факт, что самолет глубоко вторгся на территорию Советского
Союза и отклонился от заданного курса более чем на 500 километров. Помимо этого
экипаж борта не отзывался на позывные.
Согласно
итогам расследования комиссии СССР история с "Боингом" является всего
лишь частью крупной операции, проводившейся США в небе на восточных границах
страны. Дело в том, что имелись данные о высадке ряда пассажиров,
предположительно британцев, в Анкоридже, причем пассажиры, имевшие корейское
гражданство, продолжили путь после заправки самолета.
Более
того, советскими средствами ПВО были зафиксированы два самолета США, которые
ожидали данный борт в акватории Камчатского полуострова. Американская
администрация так и не дала объяснений действиям нескольких разведывательных
самолетов ВВС США, находившихся в непосредственной близости от советских границ
в ночь на 1 сентября. Причем одним из них — RC-135 — в течение некоторого
времени сопровождался южнокорейский "Боинг". У экспертов в связи с
этим возникало недоумение, почему американцы не предупредили об этом экипаж.
Появилась
информация, что пилоты "Боинга" за крупную сумму наняты американскими
спецслужбами. Свидетельства этого привели адвокаты Мэлвин Бэлаи и Чарлз Харман,
представляющие интересы семей экипажа лайнера. По их словам, вдовы командира
"Боинга" и его помощника рассказали, что их мужьям пообещали солидную
сумму в долларах, если они нарушат воздушную границу СССР и пролетят над
советской территорией. Между южнокорейской авиакомпанией и американской
разведкой заранее была достигнута на сей счет тайная договоренность. Пилотов
заставили согласиться на выполнение шпионской операции.
В
1997 г. бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки заявил,
что южнокорейский "Боинг-747" выполнял задание американских
спецслужб. Подробности этого события изложены в книге "Правда о полете
КАЛ-007", которую написал отставной офицер Иосиро Танака, руководивший до
выхода на пенсию электронным прослушиванием военных объектов СССР со станции слежения
в Вакканае, на самом севере острова Хоккайдо. Именно этот объект, кстати,
зафиксировал переговоры советских пилотов, преследовавших южнокорейский самолет
в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г.
Свои
утверждения Танака основал на анализе данных о крайне странном маршруте
движения лайнера, а также на предоставленных Россией в распоряжение
Международной организации гражданской авиации в 1991 г. сведениях о советских
радиопереговорах в связи с этим инцидентом. В результате собственного
исследования бывший офицер японской разведки пришел к выводу, что американские
спецслужбы сознательно направили южнокорейский пассажирский самолет в советское
воздушное пространство, чтобы вызвать переполох в системе противовоздушной
обороны СССР и выявить ее засекреченные и обычно молчащие объекты
MCDONNELL
DOUGLAS DC-9. БОЛОНЬЯ И ПАЛЕРМО
Самолет
был сбит в результате воздушного боя между самолетами НАТО и ливийской военной
авиацией.
27
июня 1980 г. рейс 870 итальянской авиакомпании Aerolinee Itavia был сбит между
городами Болонья и Палермо. Самолет следовал по пересекающемуся маршруту с
лайнером, на котором должен был лететь ливийский лидер Муамар Каддафи. Борт с
Каддафи сопровождался двумя ливийскими МиГ-23. В то же время в Тирренском море
находились американский авианосец "Саратога" и французский авианосец
"Климансо" с острова Корсика, а также готовились к вылету два
французских истребителя "Мираж".
Навстречу
лайнеру Каддафи вылетели еще два ливийских МиГ-23, в результате начался
воздушный бой, в ходе которого итальянский самолет был поврежден. В результате
McDonnell Douglas DC-9 упал недалеко от острова Устика, погиб 81 человек. А
обломки ливийского МиГ-23 были обнаружены через две недели в одном из горных
районов Италии. Ряд экспертов после расследования инцидента пришли к выводу,
что пассажирский самолет мог быть случайно атакован французскими или
итальянскими самолетами, которые атаковали истребители, сопровождавшие борт с
Муаммаром Каддафи.
AIRBUS
A300B2-203. ТЕГЕРАН – ДУБАЙ
Самолет
был сбит на высоте 500 метров ракетой, выпущенной с ракетного крейсера
Vincennes ВМС США.
3
июля 1988 г. самолет Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air сразу после вылета
был атакован ВМС США. В результате катастрофы погибло 290 человек, включая 16
членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Во время пуска ракеты крейсер
Vincennes находился в территориальных водах Ирана.
Американское
правительство заявило, что иранский самолет по ошибке был идентифицирован как
истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что Vincennes
сознательно атаковал гражданский самолет.
Однако
у экспертов возник вопрос, в связи с чем было принято решение атаковать
самолет, в тот момент когда крейсер сам нарушил территориальные воды Ирана.
Более того, даже если пассажирский борт был идентифицирован как военный самолет
Ирана, то с какой целью он был атакован, учитывая тот факт, что он был не
способен достичь границ Америки, а у военных союзников США имеется собственная
система ПВО. 26 февраля 1996 г. США согласились выплатить Ирану компенсацию в
размере $61,8 млн за 248 погибших из расчета $300 тыс. за каждую трудоспособную
жертву и $150 тыс. за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолета
(около $30 млн) США отказались.
Данная
компенсация однозначно рассматривается США как односторонний добровольный акт,
поскольку ответственность за случившееся правительство США на себя не взяло.
Вице-президент США Джордж Буш-старший в 1988 г., в частности, заявил: "Я
никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки, несмотря ни на какие
факты".
CL-44.
ТЕЛЬ-АВИВ—ТЕГЕРАН
Самолет
был протаранен советским истребителем Су-15ТМ
18
июля 1981 г. транспортный самолет CL-44 вторгся в воздушное пространство СССР.
ВС СССР не удалось посадить самолет, из-за нерешительности и
неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно
израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. В результате был
поднят еще один Су-15ТМ, который ударил килем и фюзеляжем своего самолета по
стабилизатору нарушителя снизу.
Транспортный
самолет потерял управление и упал в нескольких километрах от границы;
находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании,
погибли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий