четверг, 22 мая 2014 г.

«ГИБРИДНАЯ ВОЙНА» В СТЕПЯХ УКРАИНЫ: КТО СДЕЛАЛ ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ?

Тот, кто ведет «гибридные войны», в открытую об этом не говорит.
Крымская помощь, казаки, спецы… кадры… политическая поддержка… это, конечно, не гибридная война… и нужно именно так это понимать и воспринимать… потому что так оно и есть…

Украина стала не только камнем преткновения для украинских элит и граждан, но и площадкой для противостояния ведущих игроков мировой политики. В частности, США, которые открыто благоволят новым киевским властям, и России, которая благосклонно относится к ополченцам из восточных областей Украины. В конце апреля бывший советник НАТО, парламентарий из Нидерландов и генерал-майор в отставке Франк ван Каппен сделал такой прогноз — Россия одержит победу в Украине, поскольку ее действия являются тактикой гибридной войны, а такому способу ведения войны США и НАТО нечего противопоставить.

Бывший советник НАТО, парламентарий из Нидерландов и генерал-майор в отставке Франк ван Каппен:
«Гибридная война — это смешение классического ведения войны с использованием нерегулярных вооруженных формирований. Государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями — боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается. Эти исполнители могут делать такие вещи, которые само государство делать не может, потому что любое государство обязано следовать Женевской конвенции и Гаагской конвенции о законах сухопутной войны, договоренностям с другими странами. Всю грязную работу можно переложить на плечи негосударственных формирований».
Понятно, что имел в виду видный эксперт в области военного дела: что Россия стоит за плечами ополченцев, действуя при этом чужими руками и используя все те средства, которые должны применяться в современной гибридной войне, — пропаганду, партизанские отряды, диверсии. «Гибридная война» — термин, изобретенный в Пентагоне. Формулировок с тех пор изобрели массу, на тему гибридной войны написаны десятки книг.
По мнению подполковника Корпуса морской пехоты США Билла Неметта, гибридная война — это «современный вид партизанской войны», который «объединяет современные технологии и современные методы мобилизации». А вот Нейтан Фрайер из Центра стратегических и международных исследований выделяет следующие угрозы, которые включает в себя гибридная война: традиционные (т.е. регулярные воинские подразделения), нестандартные, акты террора и подрывные действия, когда используются технологии для противодействия превосходству в военной силе.
По мысли американских экспертов, гибридная война — это форма военных действий с вовлечением в конфликт разнородных по составу, средствам, уровню и характеру подготовки силам. Определение это сопряжено с еще одним — гибридными угрозами. В Пентагоне еще в 2004 году полагали, что к гибридной войне могут прибегнуть прежде всего Китай, Северная Корея, Иран и Россия.

Классики гибридной войны

Соединенные Штаты Америки и НАТО зря скромничают: именно они первыми начали активно применять многие методы ведения войн чужими руками и нестандартных, комбинированных войн. В пример можно привести хотя бы афганскую войну. Формально американские военные в конфликт не были вовлечены никак — но по факту американцы воевали против СССР руками моджахедов.
Бывший директор ЦРУ Робертс Гейтс, например, написал в мемуарах, что ЦРУ начало работать в Афганистане за полгода до ввода советских войск.
Экс-советник президента Киссинджера, известный американский политолог Збигнев Бжезинский:
«Согласно официальной версии ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, т.е. после вступления Советской армии в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но в действительности (это держалось в секрете до сегодняшнего дня) всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что, по моему мнению, эта помощь повлечёт военное вмешательство Советов».
США и Англия тогда провели против СССР секретную операцию под кодовым названием «Фарадей». Исполнителями операции были сотрудники британского спецподразделения SAS и разведывательного управления Министерства обороны США. Цель операции: создание тренировочных лагерей в Пакистане и Шотландии, заброска диверсантов-спецназовцев для ведения разведки в районах Кандагар — Баграм — Кабул; организация поставок оружия, боеприпасов и минно-взрывных средств; инструктирование афганских моджахедов по тактике диверсионной деятельности.
Как писала The New York Times, в декабре 1982 года ЦРУ получило от американской администрации приказ поставлять моджахедам тяжелое вооружение, в том числе безоткатные орудия, миномёты и противотанковые гранатомёты.
Война велась и на информационном фронте: были созданы 11 радиопередатчиков «Радио свободного Кабула», информагентство «Эйдженси Афган Пресс», «Афганский центр документации». Позднее, в 1985 году, была создана радиостанция «Свободный Афганистан», напрямую спонсировавшаяся из американского бюджета. Если бы не американская помощь, уверены военные эксперты, моджахеды не смогли бы противостоять советским войскам и СССР бы войну не проиграл. Таким образом, успешное ведение той самой гибридной войны для США не в новинку.
Американские военные советники присутствовали и в Грузии накануне конфликта в Южной Осетии. В 2006–2008 годах Вашингтон предоставил Грузии безвозвратных кредитов на военные нужды на сумму в 30 с небольшим миллионов долларов. А во время наступления российских войск в селении Земо-Никози к юго-западу от Цхинвали российские войска обнаружили паспорт гражданина США. Это не говоря о том, что американцы обучали грузинский спецназ, поставляли Грузии оружие и задолго до конфликта — еще с 2002 года — фактически всем перевооружением грузинской армии занимались страны НАТО, прежде всего США.
Россия пока не пользуется этими наработками американцев, уверен главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко.
Как напомнил Коротченко в разговоре с журналом «Мир и политика», США буквально недавно использовали такой метод ведения войны в Сирии, где они поставляли и продолжают поставлять оружие «Армии освобождения Сирии» и оказывать противникам Асада прочую финансовую и консультативную помощь.

Поле битвы — Украина

Похоже, что на Украине должны были быть «обкатаны» те самые афганские и сирийские методы ведения гибридной войны. Собственно, «Евромайдан» и ставший в одночасье известным националистический «Правый сектор» тоже укладываются в логику ведения гибридных войн. Ведь формально к «Евромайдану» правительство США не имело никакого отношения, если не считать раздачу пирожков официальным представителем Госдепа Викторией Нуланд. Но как неоднократно отмечали наблюдатели, США довольно активно направляли майдановцев — и посредством методов «мягкой силы» (через разнообразные НКО), и посредством уговоров, давления и даже провокаций.

По сути, США задействовали методику ведения гибридной войны — устроили мятеж с помощью местных «подпольщиков» из националистических группировок и недовольства рядовых граждан действующим президентом. Мятеж — очевидно антироссийской направленности.

«Госпожа Нуланд публично призналась, что США вложили 5 млрд долл. в "украинскую демократию”, — напоминает Игорь Коротченко, отмечая, что реальная сумма может быть существенно больше.
На этом американцы не остановились. 1 апреля 2014 года Верховная Рада Украины одобрила документ, внесенный исполняющим обязанности президента Александром Турчиновым. Согласно этому законопроекту на территорию Украины допускаются иностранные военные. В документе одобряется «решение президента о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2014 году для участия в украинско-польских учениях авиационных подразделений на уровне эскадрилий, украинско-польских учениях подразделений военной полиции "Правопорядок-2014”, украинско-американских учениях "Рэпид Трайдент-2014”». Но по факту Украина разрешила войскам стран НАТО помочь киевским властям, если ситуация для властей будет складываться не лучшим образом. В принципе законопроект стандартный — внеблоковый статус Украины требует, чтобы любые учения с участием иностранных военных получали одобрение парламента. Но в текущих условиях он приобретает новое, отличное от прежних звучание: киевское руководство позволяет иностранным военным, в том числе наемникам, помочь им сохранить власть.
Военные не замедлили на Украине объявиться. По информации некоторых источников, еще в конце февраля в Киев прибыли несколько чартерных самолётов с несколькими сотнями (это минимальная оценка наблюдателей) крепких тренированных мужчин с большими спортивными сумками. По оценке экспертов, это с почти стопроцентной вероятностью были представители частных военных компаний.

По одной из версий, это наемники компании Academi, ранее носившей название Xe Services LLC (до января 2010 года), а до февраля 2009 года известной как Blackwater. Компания «прославилась» своими действиями в Ираке — расстрелами мирного населения, контрабандой оружия и прочими незаконными действиями, к которым, впрочем, Белый дом формально никакого касательства не имел. Правда, ребрендинг компании после скандалов в СМИ провести пришлось. В ходе нынешних событий в Украине англоязычных «вежливых людей» неоднократно видели на востоке страны, в том числе и российские журналисты в Донецкой области.

Но еще раньше в Украину прибыли сотрудники американских специальных служб. Присутствие спецслужб США в Незалежной заметили и в западных СМИ. «Как писала немецкая пресса, сотрудники ЦРУ консультируют украинских силовиков. То, что выяснили журналисты, только вершина айсберга. Вообще за тем, что происходит в Украине, несомненно, стоят американцы», — полагает Игорь Коротченко.

Наша война

А что же Россия? В целом признаки гибридной войны, которую ведет Россия, и впрямь присутствуют на востоке Украины, но вокруг «российского присутствия» плодится очень много домыслов.

Американские СМИ довольно много анализировали фотографии с востока Украины и даже смогли отыскать там людей, очень похожих на «вежливых людей» из Крыма. Правда, люди в масках с автоматами сильно похожи друг на друга.

Уровень анализа из американских газет поразил даже известного сатирика Джона Стюарта, который в своем Daily shоw поиронизировал на тему сравнения двух бородатых мужчин — «да это просто бородатый мужик. Две трети ZZ Top такие».
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр в одном из интервью говорил: использование современных ПЗРК не оставляет сомнений, что на востоке Украины действовал российский спецназ. Это, впрочем, далеко не факт. Во-первых, наличие российского оружия вовсе не означает, что в событиях были задействованы регулярные подразделения российской армии. Во-вторых, ополченцы захватывали оружие у украинской армии, на вооружении которой находятся всё те же советские образцы. Скажем, как считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, ПЗРК «был взят повстанцами в ходе известного разоружения подразделения 25-й бригады украинских ВДВ. По советским штатам на каждую десантную роту приходилось четыре ПЗРК — и едва ли нынешние украинские штаты отличаются радикально».
Западные журналисты, побывавшие, в частности, в Славянске, также признаков присутствия российских военных не заметили, как и российского оружия. «На вооружении роты такое же оружие, что и у украинских военнослужащих и сил специального назначения МВД Украины, которые занимают позицию за городом», — писал, в частности, корреспондент New York Times, проведший около двух недель в восставшем городе. В частности, он увидел у ополченцев автоматы Калашникова, пистолеты Макарова, снайперские винтовки Драгунова, легкие пулеметы и противотанковые гранатометы. Часть оружия со штампом производства 1980-х и начала 1990-х годов. Когда корреспондент спросил про РПГ-7, который выглядел абсолютно новым, ему объяснили, что этот гранатомет вместе с комплектом из 12 гранат был куплен у украинских военнослужащих за 2 тыс. долл.
Заявления украинских спецслужб о том, что Россия посылает диверсионные группы на восток Украины, — откровенная ложь, соглашается Коротченко. По его словам, достаточно посмотреть на вооружение ополченцев, чтобы понять — это либо старое, еще советское оружие, либо захваченное на складах СБУ и у украинских военных. «Это говорит о том, что Россия не оказывает поддержки оружием, тем более военной поддержки ополченцам», — констатирует эксперт.
Кроме того, на фотографиях из Славянска многие интернет-пользователи и часть журналистов «обнаружили» автоматы с черной пластиковой фурнитурой, которые приняли за неиспользуемые в Украине АК «сотой» серии. На поверку они оказались АК-74М, которые ополченцы изъяли.
Киевские власти, впрочем, сообщали о том, что оружие у повстанцев было российского производства. Как писал на своей странице в Facebook главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов со ссылкой на источник в штабе «антитеррористической операции» (так это именовали в Киеве), в Славянске «на месте боя захвачено значительное количество новейшего оружия российского производства, состоящего на вооружении спецназа ГРУ РФ». Безусловно, такого рода сведения требуют дополнительного расследования — киевские власти склонны винить Россию даже в том, к чему она вовсе никакого отношения не имеет.
Российские граждане в событиях на востоке и юге Украины участвовали, но, по всей видимости, кадровых военных среди них практически не было. В числе лидеров ополченцев в Славянске пользователи Интернета опознали Игоря Стрелкова-Гирина — гражданина России и, судя по всему, бывшего российского офицера. Однако действует он, скорее всего, на свой страх и риск и почти точно не связан с российской армией или спецслужбами. Как признавался народный мэр Славянска Пономарев, среди ополченцев много его друзей и бывших сослуживцев, в том числе из России. Кроме того, к ополченцам примкнул и российский казачий отряд. Вполне возможно, что российские граждане находились во время столкновений пророссийских активистов с майдановцами в Одессе, но это были, по всей видимости, жители Приднестровья. Никаких однозначных доказательств «руки Москвы» в событиях на востоке и юге Украины на сегодняшний день нет. Вероятно потому, что это воздействие минимально.
Что точно: непрямое противостояние России и США на Украине — безусловный факт. Очевидно, что Россию не может не беспокоить американское влияние на украинские власти. Соответственно, потому Россия и поддерживает ополченцев на юго-востоке Украины, по крайней мере морально и информационно (вопрос о наличии российского оружия в Донецкой области, повторимся, будет прояснен окончательно позже). Так, например, вице-премьер Дмитрий Рогозин писал в своем Facebook: «Эх, ребята, поменял бы сейчас, не задумываясь на миг, все свои должности на счастье быть сейчас в одном окопе с защитниками Славянска!» Москва в каком-то смысле и впрямь использует реальное недовольство жителей юго-востока Украины для давления на киевские власти и США. Но одно дело — заявления вице-премьера, а другое — реальные поставки оружия и консультирование ополченцев.
Меж тем возможности и интересы для более активного вмешательства у России имеются — пророссийские и антимайдановские настроения на востоке Украины довольно сильны. Кроме того, российские телеканалы были на востоке не менее популярны, нежели украинские. Даже согласно опросам киевских социологических центров в Донецкой области четверть населения выступает за присоединение к России. Исторические и хозяйственные связи востока Украины с Россией также весьма существенны. Потому то, что Россия использует свое влияние там, — закономерно. Другое дело, что пока политика России представляется недостаточно активной. Если Россия и использует технологию гибридной войны, то делает это скорее интуитивно, точечно (прежде всего в плоскости пропаганды), а не осознанно. Да и использует Россия далеко не весь арсенал из апробированных ранее иными странами (прежде всего США и НАТО) средств ведения таких войн.
Главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко:
«Мне бы хотелось, чтобы Россия действовала так, как работают США. Ей стоит поддерживать ополченцев финансово, военно-технически, дипломатически. Хотя бы потому, что это вопрос физического выживания миллионов граждан Украины, хотя Украина как государство и не состоялась и ей, видимо, суждено распасться… Кроме того, это еще и вопрос противостояния с Западом. Кто кого? Мы Запад либо Запад нас. Но на сегодня говорить о том, что Россия ведет какие-то комбинированные войны нового типа, невозможно. Надеюсь, что она будет их вести, и не надо этого стесняться».




Комментариев нет:

Отправить комментарий